Игротерапия и коррекционная работа с детьми-аутистами

Червак Ирина, психолог детского сада-школы для детей с особенностями в развитии «Дитина з майбутнім»

Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одним из приоритетных является игровая деятельность (умение и желание ребенка играть).

В норме существуют следующие формы игрового поведения:

  • манипулятивная игра (ребенок катает, крутит, подкидывает игрушку, не обращая внимания на ее «функции»);
  • упорядочивание (раскладывание предметов в определенном порядке — друг на друга, в ряд, один в другой и т.д.);
  • функциональная игра (использование предметов и игрушек в соответствии с их функцией (например, причесывание кукол игрушечной расческой));
  • символическая игра (ребенок использует объект, замещая им другой объект (например, ребенок скачет на палочке, как на лошади)); ребенок наделяет объект свойствами, которыми тот не обладает («У этой куклы грязное лицо»), ребенок относится к отсутствующему объекту так, будто бы он присутствует («Если чашка пустая, играет, будто она  наполнена водой»).

Игра детей с РАС (расстройствами аутического спектра), как правило, нефункциональна, несоциализирована, лишена сюжета и символических черт, ригидна, монотонна, и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с неигровыми неструктурированными материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, обрывки бумаги).

Поэтому таких деток нужно учить играть, начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно должны учитываться игровые предпочтения ребенка: для занятия — на первых порах берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями. В последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.

Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.

В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества.

Работа с аутичными детьми  начинается с самых элементарных задач:

  1. Учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.
  2. Учить детей обыгрывать игрушки.
  3. Воспитывать у детей интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.
  4. Воспитывать у детей эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.
  5. Воспитывать у детей интерес к подвижным играм.
  6. Учить детей участвовать в инсценировках эпизодов знакомых сказок.
  7. Учить детей играть рядом, не мешая друг другу.

В работе с аутичными детьми я пользуюсь элементами таких проверенных программ как:

  • "More Than Words" («Больше,чем слова»), согласно которой, ребенок общается не только с помощью слов. Существует много путей взаимодействия, в различной степени соответствующих социальным нормам. Однако все, что ребенок делает, даже качание, бегание туда-сюда или движения своими пальцами перед своим лицом, сообщает что-либо о нем, даже если это непреднамеренное общение.
  • RDI (Relationship Development Intervention) первая систематизированная программа  вмешательства, специально предназначенная для помощи детям, которые испытывают трудности, не позволяющие им достичь умения строить отношения естественным образом. С ее помощью  дети получают примеры того, что социальные отношения могут приносить радость и положительные эмоции.
  • Социальные истории, известные также под названием «сценарии из жизни» [Social Scripts].. С их помощью дети преодолевают неумение осознавать чувства, точки зрения или планы других людей.

Как игротерапевт в своей работе за основу я взяла авторскую программу Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида». Но, учитывая индивидуальность и особенности развития каждого ребенка, данная программа адаптируется и терпит корректировку относительно потребностей и нравов каждого из них. Что становится возможным благодаря небольшому количеству детей и слаженной, согласованной работе педколлектива и   психологов.

В работе с детьми я пытаюсь придерживаться заповедей Марии Монтессори:

  • Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
  • Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  • Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  • Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  • Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  • Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  • Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  • Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  • Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  • Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что  есть в твоем распоряжении.