Арт-терапия в работе с аутистами

В настоящее время нет ни одного развивающего центра, где в перечне развивающих занятий не было бы арт-терапии. При этом информации об особенностях данного направления все равно не достаточно, из-за чего многие путают арт-терапию с уроками рисования или труда. Одним из главных отличий арт-терапии от уроков рисования являются цели. В рисовании главное результат, в арт-терапии - сам процесс. При этом эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Конечно, очень важно, что бы работа нравилась самому автору, но оценка окружающих не важна!!

Арт-терапия – это лечение творчеством, с помощью таких художественных примов как рисование, лепка, музыка, фотографирование,  написание сказок и т.д. Арт-терапия включает такие направления: сказко-терапия, драмо-терапия, библио-терапия, музыко-терапия, танцевально-двигательная терапия, кино-терапия, кукло-терапия, песочная терапия и т.д.

В рамках медицинского направления, арт-терапия используется в качестве средства творческого самовыражения и способствует выражению скрытых и порой не осознаваемых переживаний и освобождение от них. В рамках психологического направления изменяется состояние личности (снижается тревожность, изменяется самоотношение, развивается творческое воображение). Арт является одним из самых мягких  и безопасных видов психотерапии.

Как арт-терапия работает с особенными детишками? Это один из наиболее  эффективных методов терапии аутичных детей. С помощью многих изобразительных методов  детям дается  социально  приемлемый  выход агрессивности и других негативных чувств.   Работа   над   рисунками,  картинами, скульптурами является безопасным способом  выпустить "пар" и разрядить напряжение. Она развивает чувство внутреннего  контроля,  работа детей  над  рисунками, картинами или лепкой предусматривает упорядочивание цвета и форм.

Многие особенные дети имеют сложности с воображением, вниманием, ощущениями, умением  выражать свои чувства, эмоции. Занятия изобразительным  искусством создают хорошие возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными  ощущениями, развивают способности  к их восприятию.

Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений детей. Арт-терапия является одним из эффективных методов работы со страхами у детей.  Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в символической форме перестроить конфликтную и травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию. 

В своей работе с детьми я часто использую рисование (целенаправленное, свободное, структурированное). В некоторых случаях я заранее задаю тему и выбираю материал. В некоторых - даю абсолютный выбор  материала, темы рисования. Всё зависит от индивидуальных особенностей, и состояния с которым он пришёл на занятия,  и конечно же исходя из общих целей центра и индивидуальных арт-терапевтических задач для каждого ребёнка…

Детские рисунки - это не только отличный материал для работы детского психолога, творчества детей, но ещё и способ для ребёнка проявить себя. Развитие творчества, воображения, креативности детей – одна из наших обязанностей и целей в арт-терапии. Именно с развитым воображением ребёнку легче решить ту или иную задачу, ответить на вопрос.

Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя и помогает сам себе понять его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и обучается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивее.

Занятия проходят как в индивидуальной, так и в групповой форме. Групповые занятия способствуют  развитию уверенности в себе, сплоченности детского коллектива, снятию напряжения, развитию произвольного поведения, развитию коммуникативных навыков, обучает способности адекватно телесного выражения различных эмоциональных состояний и т.д.

Вместе с тем, хочу сделать акцент на том, что каждая индивидуальная программа сделана специально под каждого ребёнка, исходя из его медицинского заключения, анамнеза, возраста и личностных особенностей… С одним мы можем рисовать, делать коллажи, лепить, шить, а с другим читать сказки, проигрывать некоторые моменты, делать попытки анализа сказок, создавать куклы, а с третьим только учиться держать карандаш, ножницы, пытаться рисовать вертикальные, прямые линии и т.д.

В любом случае в работе с особенными детьми  всегда стараюсь исходить из главных принципов арт-терапии - это принятия ребёнка таким, каким он есть. Непременно уважение к нему, к его выбору. Именно в арт-терапии ребенок имеет возможность сделать самостоятельный выбор. В некоторых моментах я стараюсь идти за ребёнком, за его выбором, потребностью, если конечно, это не вредит его физическому, психологическому здоровью и целям, которые стоят.

В результате применения методов арт-терапии у детей наблюдаются следующие изменения: снижается уровень тревожности, агрессии, у многих проходят некоторые страхи, улучшается  мелкая и общая моторика, уменьшается стереотипия в рисовании,    улучшаются художественные способности. Многие после такой терапии легче учатся узнавать и выражать свои эмоции и чувства, некоторые уже могут осознанно отвечать на вопросы (имеется в виду анализ сказок), улучшается телесная координация, уменьшаются навязчивые движения.

Возненко Анна, арт-терапевт школы-сада «Дитина з майбутнім»