Арт-терапия в работе с детьми-аутистами

Посмитная Виктория, психолог и арт-терапевт детского сада-школы для детей с особенностями в развитии «Дитина з майбутнім»

Арт-терапия - один из наиболее  эффективных методов терапии аутичных детей. Она позволяет проникнуть во внутренний мир такого ребенка. Арт-терапия развивает коммуникативные навыки и способствует формированию терапевтических отношений.

Изобразительная деятельность помогает снизить эмоциональное напряжение и создать у ребенка ощущение большего комфорта, что способствует повышению его толерантности к психотерапевтическим отношениям. Данный подход позволяет снижать тревожность и делает ребенка более открытым для контакта со специалистом.  Арт-терапия оказывает помощь на фундаментальном уровне, развивая как коммуникацию, так и воображение.

 

В своей работе я использую основные принципы арт-терапии: снятие оценочности – погружение в творческое состояние с помощью рисования и музыки, лепки, аппликации, взаимодействия с природой; снятие барьерной установки (например: «Я не умею рисовать»).

Арт-терапевтические занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной формах. На индивидуальных занятиях применяются авторские методики, разрабатываемые индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его особенностями. Эти методики направлены на развитие в первую очередь воображения,  социальных  и вербальных навыков, мелкой моторики, внимания, навыков рисования, а ведь именно этот навык лежит в основе умения писать. 

Многих детей  приходится учить практически с нуля – как держать карандаш, как  пользоваться ножницами, что делать с красками. Для обучения их этому используется программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Университета Маккуэри, Сидней. 

На  групповых занятиях используются методики Николь Мартин (Nicole Martin) – квалифицированного американского терапевта, специализирующейся на арт-терапии с аутистами.

В результате комплексного применения данных методик наблюдаются следующие изменения: более доверительные отношения с детьми, установление контакта, улучшение поведения, расширение диапазона способов взаимодействия с как уже известными детям, так и с новыми  материалами, применяемыми в изобразительной деятельности, большая гибкость в их использовании, уменьшение стереотипий и схем в рисовании,  развитие мелкой моторики и координации рук.