Структурированное обучение при работе с детьми-аутистами

Руденко Ольга, психолог детского сада-школы для детей с особенностями в развитии «Дитина з майбутнім»

Дети с диагнозом аутизм – это особая группа детей,  для которых характерно особые способы коммуникации, социального общения и нарушения восприятия.

Работа психолога направлена на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться к новой социальной среде, выработать навыки общения, научить новым способам взаимодействия с другими детьми, взрослыми; развить умения замечать и реагировать на внешние изменения среды; скорректировать негативные протестные реакции, которые часто сопровождают их поведение; повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста.

В работе используются принципы структурированного обучение (TEACCH) , программы АВА:

  1. Занятие строиться исходя из интересов ребенка (больше любит рисовать, играть с мячом, машинками, складывать конструкторы и т.д.).
  2. Последовательность в своих действиях (все сказанное педагогом подтверждается последующими действиями)
  3. Любое задание, просьба или игра нуждаются в завершении, что требует строгости в действиях взрослого. Это помогает структурировать деятельность ребенка.
  4. От простого к сложному. Занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями.
  5. Многократное повторение, не только на занятиях, но и в бытовых ситуациях, игре способствует выработке и закреплению необходимого навыка или знания.
  6. В святи со склонностью детей с аутизмом к конкретному типу мышления и восприятию окружающего мира, им сложно манипулировать абстрактными образами, в связи с чем в работе используется принцип наглядности в обучении с последующим переносом зрительного образа (восприятия) в словесную форму (слуховое восприятие).

Уже сейчас у деток наблюдается прогресс (могу сказать на примере деток школы-сада «Дитина з майбутнім»). Значительно улучшилось поведение, уменьшилась частота протестных реакций; дети научились новым способам выражать свои желания (не кричать, а показать, используя жест, или сказать об этом); новые дети, которые не умели одеваться, держать ложку, мыть руки и т.д. достигли значительных успехов в этих действиях.