+38 050 352 90 97
г. Киев, ул. Героев Севастополя, 41
Лицензия сада

Гиперактивность у детей

«Мой ребенок словно заведенный – постоянно куда-то бежит, прыгает, машет руками. Дружить с другими ребятами трудно, ведь все время цепляет, перебивает и кричит. Допроситься поскладывать игрушки невозможно – будто не слышит. Педагоги в детском саду жалуются, что не реагирует на просьбы, нарушает дисциплину. Требуют, чтобы забрала сына или срочно занялась воспитанием. Но мои увещевания не работают! Что происходит и как быть?»

C такими жалобами и растерянностью родители гиперактивных детишек обращаются за помощью к детским психологам и психиатрам, отчаявшись и разочаровавшись в собственной родительской непригодности. Со стороны гиперактивный ребенок выглядит маленьким невоспитанным человеком, которого не научили правилам хорошего тона и поведения в обществе. Однако современная медицина утверждает, что подобное поведение – не результат педагогической запущенности, а синдром, требующий вмешательства.

Что такое гиперактивность у детей

Слово «гиперактивность» часто используют для обозначения поведения, которое выражается в неумении себя контролировать в банальных ситуациях, поспешности, несдержанности, невнимательности и наличии бесцельной двигательной активности. Медицинское сообщество оперирует другим термином, а именно – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

СДВГ – это нарушение работы нервной системы, в результате которого ребенок демонстрирует несвойственную возрасту двигательную активность, невнимательность и импульсивность. Синдром негативно влияет на социальное взаимодействие, процесс обучения и саморегуляцию. Гиперактивность у детей – это когда трудно усидеть на одном месте, следовать инструкциям, закончить начатое и руководствоваться общепринятыми правилами и нормами. Такие ребята неуклюжи, часто теряют вещи, ломают предметы. Также у детей с СДВГ часто наблюдаются проблемы с памятью, вниманием и речью. Они не могут сосредоточиться, спланировать последовательность действий и предвидеть результат, отчего поступки часто граничат с безответственностью и риском для здоровья.

По статистике, гиперактивность чаще наблюдается у мальчиков (в среднем, на 1 гиперактивную девочку приходятся 3 мальчика с СДВГ) в дошкольном и раннем школьном возрасте. Как правило, симптоматика расстройства сохраняется до 12 лет, а потом «идет на спад». Однако отсутствие должного внимания к синдрому чревато серьезными последствиями для ребенка в будущем – от неуспеваемости в школе до девиантного поведения в подростковом возрасте.

Причины гиперактивности у детей

Медицинское сообщество работает над клиническими уточнениями, исследованием симптоматики и происхождением гиперактивности. Но причины гиперактивности у детей науке до сих пор неизвестны. Предполагается, что за развитие СДВГ отвечает нарушение регулирования дофамина, отчего центральная нервная система работает плохо. Однако эта теория нуждается в дополнительных исследованиях, и главная причина синдрома пока остается загадкой.

На сегодня научно обоснован перечень факторов, которые могут повлиять на развитие СДВГ у ребенка. К ним относят:

  • генетическая предрасположенность – наличие синдрома у одного или нескольких родственников ребенка;
  • негативное влияние факторов окружающей среды – экология, прием матерью вредных веществ, тяжелые заболевания до и во время беременности;
  • тяжелые или преждевременные роды, внутриутробная гипоксия;
  • стресс, травма матери во время беременности;
  • угроза срыва беременности.

Эти факторы не предполагают, что в семье непременно родится гиперактивный ребенок. Однако исследования подтверждают наличие одного из них при постановке диагноза СДВГ.

Симптомы гиперактивности у детей до 1 года

Признаки гиперактивности у детей до года не заметить просто. Все малыши этого возраста подвижны, активны и любознательны. Однако есть ряд «особенностей» поведения, которые должны насторожить родителей. Что это за симптомы?

  • в бодрствующем состоянии ребенок практически не сидит на месте, а все время двигается;
  • малыш «многословен» – постоянно кричит, гулит, издает разные звуки;
  • наблюдается повышенная чувствительность к внешним раздражителям – например, малыш может плакать от звука, запаха;
  • плохой, чувствительный, недостаточный по возрастным нормам сон – от родителей гиперактивных детей часто можно услышать, мол «ребенок вообще не спит»;
  • может не даваться на руки и плохо реагировать на ласку, или наоборот, постоянно тереться и телесно соприкасаться с мамой;
  • сниженный аппетит;
  • чрезмерная реакция на обращение к малышу – родители гиперактивных детей часто стараются молчать, не шуметь и «не шевелиться», чтобы не провоцировать активность ребенка.

Симптомы гиперактивности у детей 2-3 года

Признаки гиперактивности у детей 2-3 года уже очевидны и требуют пристального внимания психологов и начала коррекции. Однако больше всего в этот период родителей беспокоит безопасность любимого чада, ведь симптомы СДВГ могут навредить здоровью и вот почему:

  • ребенок ни минуты не сидит на месте, даже в положении лежа елозит и двигает конечностями, головой;
  • не реагирует на замечания взрослых;
  • проявляет упрямство, иногда агрессию;
  • в любую минуту готов «совершить подвиг», сделать что-то необдуманное;
  • отсутствует чувство страха, даже если есть негативный опыт;
  • часто отвлекается во время игры или интересного занятия;
  • малыш непоседлив и нетерпелив, постоять даже в маленькой очереди – целое испытание;
  • ломает игрушки;
  • отмечается неуклюжесть, а беспорядок за 2 минуты гарантирован;
  • теряет или забывает свои вещи, даже любимые;
  • возможно длительное сосание пальца или касания половых органов (у мальчиков) для того, чтобы успокоиться и снизить напряжение;
  • утомляет родителей, хотя окружающие не видят признаков не-нормы и лишь умиляются активному здоровому малышу.

Симптомы у детей дошкольного возраста

Поведенческие «аномалии» раннего возраста у старших дошкольников дополняют психологические проблемы. Среди них:

  • низкая самооценка, пассивная жизненная позиция;
  • неуверенность в своих силах, тревожность, страхи;
  • не может себя контролировать, даже если накануне родители рассказали как себя вести;
  • делает глупости без цели, не может объяснить мотивацию;
  • демонстрирует чрезмерную обидчивость, плохо воспринимает критику;
  • разговаривает даже тогда, когда это неуместно или сам с собой, перебивает других;
  • грызет ногти или теребит пальцы, накручивает волосы;
  • на людях ведет себя хуже, чем дома – социум растормаживает ребенка с СДВГ;
  • не может прогнозировать последствия действий, поэтому часто травмируется или попадает в передряги;
  • ребенок натыкается на стены, предметы, других людей словно ему мало места в этом мире, спотыкается при ходьбе, все время спешит;
  • трудно себя чем-то занять;
  • не понимает смысла многоуровневой задачи; например, убрать в комнате – это пустые слова для гиперактивного ребенка, нужно пошагово рассказать последовательность выполнения каждого действия, которые приведут к чистоте;
  • речь сумбурна, слова,песни, стихи «так и лезут»;
  • трудно придерживаться сюжетной линии при рассказе истории или пересказе текста;
  • жалобы сверстников, других родителей и педагогов на неуправляемость и плохое поведение;
  • длительные нравоучения, критика поведения или физическое воздействие не работают.

Родителям важно помнить, что признаки гиперактивности у детей дошкольного возраста – это симптомы нарушения работы нервной системы. Поэтому он не не хочет подчиниться и действовать разумно и ответственно, а не может. Как глухой человек при всем желании не в состоянии услышать собеседника, так и гиперактивный ребенок не способен вести себя нормотипично.

Диагностика

Некоторые медики считают СДВГ мифом из-за постоянных перемен и дополнений в диагностических критериях. Такая позиция поддерживается и частью СМИ, обвиняющих фармкомпании и специалистов в необоснованной наживе за счет несуществующего диагноза. На жалобы родителей педиатры порой отмахиваются, мол «сейчас много таких, перерастет».

Но серьезные многолетние исследования демонстрируют ошибочность такого подхода, ведь количество диагностируемых детей с каждым годом растет, а сам синдром занесен в международные классификаторы. Диагностика гиперактивности у детей основана на Международном классификаторе болезней (МКБ-10 и МКБ-11), а также американском DSM-5.

Согласно DSM-5, синдром дефицита внимания и гиперактивности делится на несколько видов – 3 основных и 2 дополнительных:

  • невнимательный тип СДВГ (6 и более критериев подтверждены);
  • гиперактивно-импульсивный тип (6 и более критериев подтверждены);
  • смешанный тип (6 и более критериев невнимательного и гиперактивно-импульсивного типов подтверждены);
  • другое уточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности;
  • неуточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности.

К диагностическим критериям гиперактивности по DSM-5 относят показатели невнимательности и симптомы гиперактивности и импульсивности.

Критерии невнимательности:

  • неспособность удержать внимание на деталях, поэтому ребенок ошибается в простых заданиях, даже если отлично знает тему;
  • трудно сохраняет внимание при длительном занятии – во время уроков, чтения длинных рассказов и т.д.;
  • видимость отсутствия внимания к обращенной речи;
  • нарушает инструкции, правила, не доводит начатое до конца – например, решил задачу, а ответ не написал;
  • не может самостоятельно организовать деятельность;
  • избегает деятельности, требующей длительного умственного напряжения или усилий;
  • часто теряет или забывает вещи, которые использует ежедневно;
  • легко отвлекается;
  • проявляет забывчивость в повседневной жизни.

Критерии гиперактивности и импульсивности:

  • беспокойные нецелевые движения в конечностях – заламывает руки, дергает ногами, крутит головой;
  • часто встает, если нужно сидеть на одном месте – ребенок может во время занятий вставать или подпрыгивать;
  • бесцельная двигательная активность – скачет, бегает, меняет вектор, куда-то постоянно лезет;
  • создает много шума вокруг себя;
  • может проявлять речевую расторможенность – например, болтать без умолку;
  • отвечает на вопрос или реагирует на задачу раньше, чем дослушает до конца;
  • трудно находиться в ожидании – нервничает в очереди или злится, что подарка на праздник придется ждать;
  • нарушает чужие границы – перебивает, вторгается в личное пространство, прикасается к другим, берет без спроса вещи.

Диагноз ставит детский психиатр на основании информации от родителей, собственных наблюдений и результатов сканирования лобных долей МРТ. Важно помнить, что симптоматика должна сохраняться не менее полугода в разных условиях – дома и в садике, например. Также важно для постановки диагноза, чтобы критерии СДВГ наблюдались у ребенка до 12 лет (в МКБ-10 - до 7). Как правило, диагноз ставят после 6 лет, когда доктор уже может оценить ребенка по критериям СДВГ.

Лечение и коррекция

Синдром гиперактивности у детей, лечение которого заключается в комбинации медикаментозного подхода и психологического вмешательства, штука неприятная, но не конец света. Считается, что лекарства допустимы в случае, если поведенческая терапия работает недостаточно или результаты краткосрочны. Лучше всего гиперактивность «компенсируется» стимулирующими и нестимулирующими лекарственными препаратами по назначению врача. Препараты доказали эффективность, но каждый имеет и ряд побочных эффектов, которые могут повлиять на состояние ребенка. Поэтому, чем лечить и в каких дозах указывает только доктор. При этом, как показывает статистика, для ребят дошкольного возраста лучше подходит поведенческая терапия или комбинаторный подход, а школьники лучше реагируют на препараты краткосрочного и долгосрочного действия.

Психологическая коррекция гиперактивности у детей направлена на «успокоение» нервной системы, постоянное напряжение которой активизирует тревожность, раздражительность, спешку. В результате этого и возникают поведенческие проблемы, несобранность, неуклюжесть и неспособность себя контролировать. Для этого используют арт-терапию, успокаивающую музыку, работу с песком, массажи, ванны и т.д. В коррекции поведения хорошо зарекомендовал себя бихевиоральный метод – составление распорядков и правил, планов и задач, прогнозы действий в тех или иных ситуациях и т.д.

В мировой практике подобные комплексные подходы в лечении СДВГ результативны. Но коррекция гиперактивности у детей – это и взаимодействие с родителями, роль которых в прогнозах колоссальна. Важно развивать познавательную деятельность и поощрять успехи, не критиковать, беседовать, читать сказки, обучать свойствам мира, но стараться не приучать ребят с СДВГ к гаджетам. Это часто выручает взрослых, когда хочется хоть немного уединиться и отдохнуть. Но гиперактивные дети быстрее привыкают к «иллюзорному миру», откуда вернуть их на землю бывает трудно.

Поэтому терпение, такт, внимательность и акцент на успехах ребенка позволят закрепить правильные поведенческие паттерны и реакции. А комплексный подход и 10-летний опыт педагогов детского сада для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» в этом помогут. Если вы нуждаетесь в консультации или коррекционной программе для детей, обращайтесь к профессионалам.