+38 050 352 90 97
г. Киев, ул. Героев Севастополя, 41
Лицензия сада

Пескотерапия

Кто из нас не любил в детстве строить замки из песка и целый день копать ямки у водоема? Долго строить, потом крушить, затем снова создавать фантастические башни? 

Для большинства детей – это захватывающий досуг, да и некоторые взрослые обожают возиться в песке. Однако забавные песочные поделки – не только веселое времяпровождение, но и важный терапевтический процесс, который используют психологи и педагоги в работе с детьми. Что такое пескотерапия и чем она полезна?

Что такое пескотерапия для детей

Пескотерапия в широком смысле слова – это работа с песком, целью которой является коррекция патологических состояний ребенка. Это могут быть моторные проблемы, речевые дефекты, негативные переживания, стрессы, истерики и т.д. – то есть как соматические, так и психологические проблемы. 

Поэтому занятия и игры бывают разными:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • проективные игры в специальной песочнице под руководством педагога;
  • анимационная песочная работа на столе с подсветкой;
  • создание изображений на ватманах, сочетая песок с крупами – например, рисом, гречкой – или бусинами;
  • конструирование формочек (пасочек), лепка из кинетического песка;
  • дидактические (обучающие) игры – рисование пальчиками или палочками цифр, фигур на песке и т.д.

Задачи пескотерапевтических занятий:

  • игровая – обучить ребенка навыкам взаимодействия в группе, раскрыть творческий потенциал, порадовать забавной игрой или сюжетом;
  • эмоционально-психологическая – стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, снизить влияние негативного опыта и переживаний, избавить от агрессии (аутоагрессии), научить общаться с другими людьми в процессе терапии, снизить застенчивость, повысить самооценку, мотивировать на успех;
  • сенсомоторная – повысить уровень восприятия (тактильное, зрительное, пространственное), развить мелкую моторику;
  • речевая – обогатить словарный запас ребенка в процессе игры, повысить речевую активность;
  • эстетическое – помочь малышу проявить творческий потенциал, раскрыться с новой стороны и узнать себя лучше. 

Однако песочная терапия для детей в зависимости от целей занятий бывает либо психотерапевтической, либо арт-терапевтической сессией. Так, если ребенок нуждается в психодиагностике или проработке серьезного травматического опыта, тогда работают в юнгианской песочнице или используют любой другой инструмент, но под четким руководством и наблюдением профессионала. В других случаях – для общего развития или групповых коррекционных занятий в детских садах и развивающих клубах – используется арт-терапия песком, вспомогательная методология при работе с детьми с особенностями развития (РАС, СДВГ, ЗПР, ЗРР и т.д.)

Влияние пескотерапии на ребенка

Дети обожают игры с песком, и этому есть объяснение. Дело в том, что занятия с песком для дошкольников активизируют не только физические (моторные) функции, но и мозговую деятельность. Поэтому педиатры всего мира рекомендуют игры с песком или другими материалами самым маленьким деткам, ведь от того, насколько развиты пальчики, зависит дальнейшее психоэмоциональное и интеллектуальное развитие. Пескотерапия развивает моторику, повышает точность движений, сенсорно напитывает и массажирует ручки малыша. 

Для домашних занятий с песком или увлекательных построек волшебных замков в песочнице показаний не нужно. Однако существуют состояния, при которых специалисты настоятельно рекомендуют пескотерапию в качестве основного или вспомогательного метода решения проблемы. 

Показания для проведения курса пескотерапии:

  • психологические травмы;
  • негативная домашняя обстановка (после насилия, при разводах);
  • нарушения поведения и адаптации (при синдроме дефицита внимания и гиперактивности пескотерапия не рекомендована!);
  • задержки психоречевого развития;
  • страхи, энурез, навязчивые состояния (после консультации с психиатром);
  • трудности коммуникации.

Несмотря на то, что пескотерапия (в качестве арт-терапии) подходит для детей всех возрастов и даже подростков, а также работать можно как индивидуально, так и в группах, к проведению занятий все же есть противопоказания:

  • бронхиальная астма или аллергия на пыль;
  • раны или порезы ладоней, открытые раны на руках;
  • глубокие интеллектуальные нарушения;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (ярко выраженный СДВГ).

Пескотерапия в ДОУ считается универсальным методом воздействия на психические, психологические и моторные функции организма. Но главным достоинством методики является то, что она подходит в качестве инструмента для неговорящих или с серьезными речевыми задержками детей. Также пескотерапия – отличный инструмент для коррекции и диагностики немотивированных деток, которые не хотят заниматься или решать свою проблему (специальными техниками педагог помогает включиться в занятие даже таким). 

Занятия с песком для детей

Для проведения занятия с песком требуется сам песок и дополнительное оборудование. Если это арт-терапевтические занятия, понадобятся листы бумаги, клей, веточки, крупы, ткани и т.д. В случае же психотерапевтической сессии, нужен деревянный или пластмассовый ящик с песком, вода (порой в ходе работы требуется изменить состояние и работать влажным материалом) и фигурки – люди, предметы быта, животные, птицы, деревья, цветы, продукты питания, посудка, элементы декора и мебель, камушки, ракушки, транспорт и т.д. Эти объекты должны максимально походить на реальные, ведь в работе на них малыш переносит свои переживания и проблемы. 

Техник и игр с песком – множество, и все развивающие занятия выстраиваются с учетом индивидуальных потребностей и целей коррекции. Например, занятия с кинетическим песком в детском саду больше подходят для помещений, а с обычным можно играть во дворе.

Также родителям следует помнить, что проводить психотерапевтическую сессию имеет право только сертифицированный специалист. В противном случае при «домашних сеансах», можно серьезно навредить психике ребенка. А вот незатейливые песочные игры на пляже или на детской площадке очень полезны как нормотипичным, так и малышам с особенностями развития.