+38 050 352 90 97
г. Киев, ул. Героев Севастополя, 41
Лицензия сада

Ритмика для детей

 

Не тайна, что музыка воздействует на человека. Например, ритмичная и активная мелодия способна взбодрить, плавная и медленная – снять напряжение и успокоить. Поэтому музыку часто используют в качестве средства для достижения определенных психологических состояний. 

Этот посыл лежит в основании различных корректирующих методик, которые используют психологи и педагоги в работе с «особенными» детьми. При этом практика показывает, что музыка не только положительно влияет на настроение и состояние ребенка «здесь и сейчас», но и оказывает длительное терапевтическое воздействие на нервную систему, межполушарное взаимодействие, соответственно, улучшая психофизиологические процессы организма. Поэтому ритмика, как инструмент музыкального воздействия на малыша, настолько распространена в различных коррекционных учреждениях, детских садиках, развивающих клубах. Что же это такое и почему она так полезна?

Что такое ритмика для детей

Ритмика – это передача с помощью движения музыкальной композиции. То есть, это не банальное прослушивание мелодии, а динамичный процесс передачи композиции через двигательную активность – например, танец, фигура и т.д. 

Таким образом, уроки ритмики для детей представляют терапевтические занятия, вовлекающее как музыкальную, так и физическую (двигательную) активность ребенка с целью коррекции определенных психических процессов. Например, под задорную мелодию детки хлопают в ладоши, потом прыгают, а на последнем куплете – садятся каждый на свой стульчик и поглаживают ножки. И все это сопровождается поддержкой педагога, который ведет занятие и помогает детям овладеть последовательностью.

Задачи ритмики:

  • овладение различными видами двигательной активности – ходьба, бег, прыжки, танцевальные движения и т.д.;
  • развитие навыка воспринимать на слух «язык музыки» – ритм, темп;
  • развитие музыкального слуха, памяти, внимания;
  • улучшение координации движений, моторных функций организма, пространственной ориентации;
  • формирование навыков коллективной деятельности (если занятия проходят в группе);
  • развитие эстетического вкуса и творческого самовыражения. 

Таким образом, ритмика для детей благодаря музыкальному сопровождению благотворно воздействует на области, отвечающие за когнитивные функции, воображение, саморегуляцию, координацию и т.д., что впоследствии корректирует физическое состояние и навыки ребенка. Ритмика выполняет оздоровительную, воспитательную, образовательную и коррекционно-развивающую функции, что незаменимо при различных видах патологий. Например, аутизме, задержках психического и речевого развития, синдроме дефицита внимания и гиперактивности и многих других. 

Влияние ритмики на процесс коррекции у детей ЗПР 

Задержка психического развития (ЗПР) у детей сопровождается различными моторными дисфункциями за счет недоразвитости участков головного мозга, отвечающих за двигательную активность. Коррекционная ритмика для детей с ЗПР помогает восстановить нужные области за счет комплексного воздействия музыкой, движением и словом, и ребенок легко овладевает моторикой. Поэтому, если заниматься ритмикой ребенку с ЗПР регулярно, тогда малыш:

  • активно включается в групповое взаимодействие, обучаясь навыкам коммуникации с людьми;
  • повышает эмоциональный интеллект, лучше управляет эмоциями и учится понимать чувства других;
  • развивает волевые качества личности для достижения результатов, ставит цели;
  • учится осознавать свои границы и мотивацию развивать желаемые навыки;
  • овладевает соотношением движения с ритмом музыки, различает начало и конец произведения;
  • улучшает пространственную ориентацию, соответственно, лучше себя чувствует и управляет телом, согласовывает движения между собой;
  • учится управлять дыханием, голосом;
  • повышает уровень навыка самопрезентации и самовыражения в социуме. 

Таким образом, веселая ритмика для детей – универсальная, незаменимая, крайне необходимая «волшебная пилюля» для ребят с ЗПР, ведь систематические занятия решают множество психофизических задач одновременно. Такую же задачу решает коррекционная ритмика для детей с нарушением интеллекта и рядом других патологий. 

Ритмика для детей с ЗРР

Ритмика – незаменимый помощник в борьбе с различными речевыми дисфункциями. В частности, занятия помогают быстрее и качественнее овладеть речью детям с задержкой речевого развития (ЗРР). За счет чего?

Дело в том, что отсутствие речи в принципе или речевые патологии чаще всего связаны не с проблемами речевого аппарата, а задержками развития участков головного мозга, отвечающего за речь. То есть, ребенок может говорить физически, но незрелость мозговых центров не дает это осуществлять свободно. 

Поэтому коррекционная ритмика для детей с нарушениями речи – то, что доктор прописал. Занятия помогают посредством овладения ритмом активизировать мозговую деятельность, научиться управлять дыханием, темпом и интонационной стороной речи, развивать слуховое восприятие, фонематический слух. 

Занятия с ребенком любого возраста (ритмика для детей 2 лет или старше) базируются на принципах – последовательность занятий, постепенное усложнение материала и постоянное повторение изученного – что приводит к тому, что малыши учатся понимать слова, правильно их произносить, со временем формировать и усложнять фразы, расширять словарный запас, контролировать темп и тембр голоса. 

Ритмика для детей раннего возраста

Ритмика подходит абсолютно всем деткам, независимо от возраста, а для занятий нет противопоказаний. В игровой форме малыши получают необходимую коррекцию, даже не замечая того, что проходят терапию, а не весело играют в подвижную игру.

Ритмика для детей 1 года помогает научиться чувствовать свое тело в пространстве, активизировать сенсорное восприятие. Занятия для тех, кто постарше (ритмика для детей 4-5 лет) позволяет ускорить психомоторное развитие нормотипичного ребенка и избавит от ЗПР или ЗРР ребенка с особенностями развития. Ритмика для детей 5-6 лет – отличный помощник при подготовке к школе, ведь результатом занятий является повышение дисциплинированности, самоорганизованности, внимательности и восприятия нового. Таким образом, ритмика для детей дошкольного возраста – это волшебное средство для развития всех детей, которое помогает скорректировать широкий круг патологических процессов.