+38 050 352 90 97
г. Киев, ул. Героев Севастополя, 41
Лицензия сада

Задержка речевого развития у детей 4-5 лет

-Доктор, мой сын не разговаривает. Нам уже 4 года, но кроме элементарных слов ничего не добьешься. 

-Есть ли проблемы со слухом, с пониманием того, что ребенку говорят и как давно?

-Понимает и слышит. Всегда был молчуном, но мне говорили до 3-х лет не беспокоиться – сам разговорится.

 

Задержка речевого развития (ЗРР) – это симптом, диагностируемый все чаще, поэтому подобные диалоги типичны в кабинетах детских психиатров и неврологов.

Формирование речи у ребенка – процесс длительный, в норме предполагающий физиологическую и психологическую этапность. Поэтому ЗРР не возникает ни с того, ни с сего, и внимательные родители отклонения от нормы замечают раньше – в 1-2 года, например.

Однако современные «воспитательные» тенденции порой настолько далеки от канонов педагогики, что наносят серьезный вред ребенку. Так, сегодня некоторые уверены, что не стоит тратить время на «мелочи» как то обучение и развитие речи ребенка до 3-х лет.

Но такой подход губителен, ведь по статистике каждый 4-й ребенок имеет речевые проблемы. Ждать пока «перерастет» или «разговориться» не стоит, ведь подобные родительские «ожидания» приводят к тому, что малышу помочь невозможно, и он всю жизнь будет испытывать коммуникативные трудности.

Директор детского сада для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» Наталья Стручек

По мнению директора детского сада для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» Натальи Стручек, главная проблема при ЗРР – это время, которое взрослые тратят впустую: «Как правило, дети, родители которых не уделяют должного внимания развитию речи ребенка в таком возрасте, оказываются в положении необходимости в будущем искать и осваивать другие варианты коммуникации с людьми». Так, если ребенок не заговорил до 8 лет, шансов освоить речь практически нет.

Задержка речевого развития – это серьезный симптом, который может указывать не только на откровенную педагогическую запущенность, а на ряд болезней. Какой бы не была причина, когда ребенку ставят диагноз ЗРР, это требует длительной коррекции. Развитие речи для детей 4-5 лет, крайне важно для полноценного будущего ребенка. В Украине задержку речевого развития медики ставят именно в 4-5 лет, ведь в этом возрасте проблемы очевидны – они становятся помехой в жизни ребенка и в дальнейшем повлекут серьезные трудности с обучением в школе.

Задержка речевого развития в 4 года

До 3-х лет ребенок осваивает и изучает окружающий мир в основном без коммуникации. Ему достаточно мамы, которая проводит с ним время и такого же 3-летнего карапуза на детской площадке с бабушкой, о котором малыш забудет сразу по приходу домой.

Но к 4-м годам у ребенка начинает проявляться сильное стремление осваивать мир с помощью речи, общаться с другими детьми и взрослыми. Если это не доступно и развитие речи задерживается, страдает вся психика и развитие ребенка. Знаний «о жизни» у малыша с ЗРР намного меньше, чем у говорящих сверстников.  Если Вы наблюдаете отставание в развитии речи у вашего ребенка, следует незамедлительно обратится к профессионалам.

Как выглядит задержка речевого развития у ребенка 4 лет:

  • наблюдается задержка психомоторного развития (позже сверстников начал держать головку, сделал первые шаги и пр.), трудности приучения к горшку, когда в 4 года случаются «казусы»;
  • недоразвитость мелкой моторики;
  • ребенок не может выполнить простую задачу – например, нарисовать солнышко по просьбе взрослого;
  • словарный запас минимален, ребенок не может построить грамматически правильную и логически завершенную фразу;
  • до 4-х лет не произнес ни слова;
  • не делает обобщений;
  • не понимает обращенную речь;
  • речь не является регулятором поведения – ребенок не понимает заданий взрослого или правил игры, социальных норм и т.д.;
  • постоянно открыт рот, чрезмерное слюноотделение.

Задержка речевого развития у ребенка 5 лет

Дети с ЗРР сильно отличается от сверстников – «болтающих почемучек». Задержка речевого развития у ребенка 5 лет проявляется признаками:

  • скудный словарный запас, ребенок довольствуется несколькими выученными фразами для повседневного общения;
  • коверкает речь, слова произносит неправильно, отсутствует правильная структура речи;
  • отставание в развитии речи
  • речь отсутствует, до 5 лет ребенок не произнес ни слова;
  • речь есть, но она непонятна взрослым, ребенок разговаривает на «своем языке»;
  • темп речи слишком быстрый («тарахтит») или слишком медленный;
  • не понимает обращенную речь;
  • не усваивает академические знания в детском саду, есть трудности с самообслуживанием;
  • не может рассказать стишок, пересказать сказку, оценить действия главных героев.

Коррекция задержки речевого развития у детей 4-5 лет

развитие речи для детей 4 5 лет

Коррекция ЗРР в 4 года, равно как и задержка речевого развития 5 лет – это комплекс мероприятий, направленных на развитие участков головного мозга, отвечающих за речь, а также корректирующие занятия по повышению уровня физического и психоэмоционального развития ребенка. После диагностики требуются занятия с логопедом, дефектологом, психологом, а также наблюдение и соблюдение рекомендаций детского психиатра и невролога, ведь иногда без медикаментозного лечения не обойтись. Детям с ЗРР часто назначают препараты, активизирующие речевые зоны головного мозга и стимулирования нейронов.

Эффективность демонстрируют и вспомогательные методы: электрорефлексотерапия, массаж (общий и логопедический массаж языка), магнитотерапия, медикаментозное лечение ЗРР, методика Томатиса, и т.д. Так, в детском саду для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» массаж, Томатис входит в перечень предоставляемых услуг и дети показывают хорошие результаты – слух улучшается, речь становится разборчивой и четкой, наблюдается повышение психоэмоционального фона.

Однако лечение назначает только врач, ведь устранение ЗРР – процесс, требующий индивидуального подхода в связи с вариациями основных и сопутствующих болезней, а самолечение только навредит. Например, электрорефлексотерапию нельзя назначать детям с эпиготовностью или психическими расстройствами.

Родителям важно помнить, что даже в случае необходимости медикаментозного лечения, работы логопеда и психолога, занятия по развитию речи дома никто не отменял.

Задача ребенка в данный период – пройти все «пропущенные» ступени становления речи. И хотя ожидать гуления от 5-летнего ребенка не стоит, все же первые слова, фразы и осмысленные предложения придут, если разучивать потешки, короткие стихи, песенки и т.д. Взрослым нужно все время разговаривать, не коверкая речь, побуждать малыша отвечать, а также выражать свои потребности словами. Нельзя забывать и о развитии мелкой моторики – играйте с песком, лепите из пластилина, рисуйте пальчиковыми красками, перекладывайте бусинки и крупы – все это благоприятно воздействует на речевой центр головного мозга.

Детский сад для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» успешно проводит коррекцию и диагностику при задержке речевого развития в Киеве с детьми  более 10 лет. Чтобы занятия ребенка проходили весело и эффективно, обращайтесь к профессионалам.