Коррекция задержки речевого развития
Едва узнав о предстоящем пополнении, родители мечтают обнять малыша, надеть веселые носочки, рассказать сказку и услышать первые «мама» и «папа».
Ребенок родился, растет и развивается, но долгожданных слов взрослые не слышат. Знакомые просят не волноваться, мол «подрастет и заговорит», мудрые родственники требуют организации медицинского консилиума по спасению чада, а интернет-советы противоречивы и вызывают замешательство. Как быть и кто прав?
Что такое задержка речевого развития (ЗРР,ЗПРР)
Задержка речевого развития, диагноз уровня логопедии и неврологии, представляет собой комплекс психо речевых нарушений (ЗПРР). К ним относятся:
- задержки в формировании звуков согласно возрасту;
- скудный или отсутствующий словарный запас;
- отсутствие навыка связной речи и построения грамматически правильных фраз и предложений.
Если правильное и своевременное формирование речевых навыков у ребенка задерживается, это приводит к нарушениям социального и психического развития. Коммуникативные трудности доставляют массу хлопот не только родителям, которым сложно понимать ребенка и общаться с ним, но и приводит к социальной изоляции, ведь с таким ребенком не играют сверстники.
Подобная картина у детей 2-5 лет приводит не только к недоразвитости коммуникативных навыков, но и к отсутствию навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, развития необходимых нейронных связей. Задержка, следовательно, негативно влияет на память, воображение и когнитивные способности, ухудшает межполушарное взаимодействие и т.д.
Следовательно, ЗРР у детей предполагает и диагноз ЗПР – задержку психического развития, поэтому диагноз «задержка психо-речевого развития детей», или ЗПРР – более корректен.
По статистике, ЗРР и ЗПРР встречается у 10% детей. Также известно, что чаще страдают мальчики – в 4 раза больше в сравнении с девочками.
Виды и степени ЗРР(ЗПРР)
ЗРР бывает 2-х видов – нарушения устной и письменной речи различной этиологии. Задержка устной речи включает в себя две формы – нарушения внешнего и внутреннего оформления речи.
Нарушения внешнего, или фонационного оформления устной речи:
- афония, дисфония – голосовое расстройство из-за патологий речевого аппарата;
- брадилалия (темповая задержка речевого развития) – чрезмерно медленный речевой темп;
- тахилалия – чрезмерно быстрый темп;
- логоневроз – нарушение темпо-ритмики из-за судорожной готовности речевого аппарата;
- дислалия – нарушение произношения звуков, но слух и речевой аппарат сохранены;
- ринолалия – нарушения голосового тембра из-за дефектов речевого аппарата;
- дизартрия – неправильное произношение из-за скудной иннервации речевого аппарата.
Нарушения внутреннего, или структурно-семантического оформления речи:
- алалия – речи нет или присутствует речевая недоразвитость из-за поражения участков головного мозга, отвечающих за формирование речи;
- афазия – из-за поражения головного мозга речь утрачена полностью или частично;
- дисграфия – дефект письма;
- дислексия – дефект чтения.
В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) ЗПРР и ЗРР представлена отдельной единицей под общим названием «Специфические расстройства развития речи и языка» (F-80). В группу включены патологии:
- F80.0 – специфическое расстройство речевой артикуляции.
- F80.1 – расстройство экспрессивной речи.
- F80.2 – расстройство рецептивной речи.
- F80.3 – приобретенная афазия с эпилепсией (Ландау-Клефнера).
- F80.8 – другие расстройства развития речи и языка.
- F80.9 – речевое расстройство без дополнительных уточнений.
Также медики выделяют 4 стадии тяжести ЗРР (логопедическая классификация) – от первой или легкой (когда нарушения видны только специалисту и малозаметны окружающим, даже родителям) до тяжелой или четвертой, при которой дефекты видны невооруженным глазом или речь отсутствует в принципе (грубая задержка).
Причины задержки развития речи у детей
Задержка речевого развития у детей возникает по 2-м причинам:
Медицинские причины – комплекс патологических процессов в мозге, возникающих или в процессе внутриутробного развития плода, или в раннем детстве. К первым относят: внутриутробная гипоксия, асфиксия, гипотрофия, тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, недоношенность. В группу заболеваний раннего возраста попали: систематические инфекционные заболевания ребенка, менингоэнцефалит, энцефалопатии и т.д. В список медицинских причин также относят физиологические патологии – например, тугоухости, при которой речь формируется подражанием, а не возможностью услышать звук. Кроме физических, на ЗРР влияют и особенности работы головного мозга ребенка. Так, если малыш не может определиться с доминантной рукой (правша или левша), то и формирование речи задерживается из-за неопределенности, какое полушарие ведущее. Также медики не исключают и генетические факторы и причины ЗРР, влияющие на вероятность развития патологических речевых процессов. Например, если кто-то из родителей заговорил поздно, то вероятность поздней речи у ребенка повышается многократно.
Социальные причины – комплекс факторов окружающей среды, которые негативно влияют на становление речи у ребенка:
- педагогическая запущенность – взрослые не занимаются развитием ребенка, малыш растет сам по себе «как трава»;
- отсутствие общения в семье – патологический паттерн, при котором внутрисемейные разговоры, если и возникают, то носят формальный характер;
- гиперопека – чрезмерная забота о ребенке, при которой у малыша нет необходимости «напрягаться», учить слова и говорить;
- переезд в другую страну – если в период активного формирования словарного запаса на родном языке малыш попал в иностранную среду, вероятность ЗРР повышается;
- гаджеты, предлагающие ребенку на живую, а механическую речь в играх, сюжетах, мультфильмах без побуждения к повторению;
- длительное «пристрастие» к материнской груди или соске, которое приводит неправильному прикусу и к постоянной «занятости» речевого аппарата (как научиться говорить с полным ртом?)
Как определить задержку речевого развития
Сегодня количество детей с ЗРР выше по сравнению с прошлым десятилетием из-за «моды» до 3-летнего возраста не обращать на речь ребенка никакого внимания. Некоторые родители убеждены, что речью заниматься не стоит – она сама как-то образуется. Подобное «попустительство» влечет за собой «неожиданность», когда взрослые «вдруг» обнаруживают, что 4-5-летний ребенок не умеет разговаривать. Как это предотвратить?
Норма развития речи у детей 1-3 лет:
- 1,5-2 месяца – малыш гулит;
- 4-5 месяцев – лепечет;
- 7,5-8 месяцев – пытается произносить лепетные слова;
- 9-12 месяцев – первые слова (9-10 месяцев – девочки, 11-12 месяцев – мальчики);
- 1 год – понимание обращенной речи, произношение элементарных слов («мама», «дай» и т.д.);
- в 1 год малыш показывает или приносит предмет, о котором говорит взрослый;
- 1-1,8 года происходит «лексический взрыв» – ребенок говорит слова, которые знал ранее, но не умел произносить (пассивный словарный запас переходит в активный);
- в 1,5 года у ребенка сформирован указательный жест;
- к 2 годам малыш понимает и может выполнить команду взрослого, например, принести кубик или покатать машинку;
- к 3 годам ребенок произносит фразы и предложения, даже если отдельные слова выговаривает плохо.
Возрастные рамки вариативные. Допускаются «отклонения» на пару месяцев у девочек и 4-5 месяцев у мальчиков.
Ранние признаки ЗПРР и задержки речевого развития :
- до года ребенок молчит или выкрикивает однотипные звуки;
- не сформирован указательный жест к 18 месяцам;
- не реагирует на обращенные слова и выражения;
- не повторяет услышанное после 1,5 лет;
- в 1,5-2 года не показывает названный взрослым объект;
- до 2-2,5 лет не сказал ни слова;
- до 3-х лет не научился говорить простые фразы («где банан», «дай кушать»);
- в 3 года может повторить предложение из мультика, но не инициирует речь самостоятельно;
- жесты и мимика заменяют устную речь.
При наличии одного или нескольких симптомов из списка – нужна диагностика. После консультации педиатр направит на обследование к психиатру, неврологу, психологу для уточнения причин задержки речи и направления в центры для детей с задержкой речевого развития для работы со специалистами.
Родителям следует помнить, что симптомы ЗРР и ЗПРР у детей в целом – это серьезно, и не откладывать в долгий ящик проблему, которая аукнется здоровьем и благополучием ребенка в будущем. «Воспитательные тренды» и позиция «подрастет – разговорится» – это удобно, но чревато последствиями.
Профилактика задержки речевого развития
Чтобы малыш развивался правильно, а родители к году услышали заветные «мама» и «папа», развитием речи нужно заниматься с рождения. Это не значит, что в месяц нужно читать «Гамлета» и требовать реакции на услышанное – элементарных профилактических мер достаточно:
- разговаривайте с ребенком, рассказывайте о том, что видели, как прошел день, делитесь секретиками;
- произносите слова четко и «по-взрослому» – ничто так не задерживает развитие речи как сюсюканье и коверканье слов;
- пойте колыбельные и читайте сказки с выражением и экспрессией;
- побуждайте ребенка говорить и показывать предметы;
- не включайте телевизор или радио в фоновом режиме;
- играйте в игры, развивающие мелкую моторику;
- делайте общую и артикуляционную гимнастику;
- регулярно показывайтесь доктору и не ждите с моря погоды, если заметили проблему.
Коррекция задержки речевого развития
Коррекция ЗРР (ЗПРР) происходит комплексно – с помощью медицинских инструментов/методов и развивающей среды, которую обеспечивают педагоги и родители. Родителям ребенка с ЗРР (ЗПРР) нужно помнить, что лучший доктор на свете и упражнения при ЗРР (ЗПРР) бессильны, если с ребенком не занимаются дома.
По мнению директора детского сада для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» Натальи Стручек, какие бы причины не предшествовали возникновению ЗРР, развивающие занятия с родителями – необходимое условие для формирования речи и закрепления в повседневной жизни достигнутого с педагогами: «Бывали случаи в моей практике, когда родителям не удавалось следовать рекомендациям наших специалистов. Как правило, это приводит к тому, что ребенку негде тренировать новые навыки, соответственно, они не закрепляются».
Медицинские коррекционные мероприятия при ЗРР и ЗРПП:
- транскраниальная микрополяризация при ЗРР (ТКМП) – слабое токовое воздействие на участки головного мозга, отвечающие за формирование моторики и смысла речи;
- электроакупунктура (микротоковая рефлексотерапия) – токовое воздействие на зоны рефлексов;
- физиотерапия, массаж языка;
- прием медикаментов – ноотропы, витаминные комплексы и т.д.
Коррекция при ЗРР предполагает регулярные занятия по развитию речи детей раннего возраста и правильно подобранная методика. Логопед работает над четкостью и правильностью произношения, тренируя речевой аппарат ребенка. Психолог активизирует познавательные процессы, прорабатывает мелкую моторику, снижает тревожность и напряжение малыша. Ключевую роль играют родители, которые должны выполнять рекомендации педагогов и создавать благоприятную среду для развития речевых навыков малыша.
Также важно помнить, что ЗРР (ЗПРР ) часто сопутствуют другие заболевания и патологии (иногда являющиеся основным заболеванием), которые требуют вмешательства из-за непосредственного влияния на формирование речи. Например, аутизм (РАС), синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), ДЦП и т.д. Таким образом, терапия ЗРР и прогноз зависят от обнаружения и терапии всех заболеваний.
Коррекция задержки речевого развития в Киеве
Если у ребенка ЗРР (ЗПРР) – справиться самостоятельно не получится и нужно обращаться к профессионалам. Представленность учреждений, которые занимаются лечением ЗРР и ЗПРР в Украине широчайшая. Однако наибольшее сосредоточение услуг – в столице (диагностика ЗРР в Киеве, терапия, коррекция). Каждая семья, столкнувшаяся с проблемой, может выбрать специалиста, коррекция задержки речевого развития в Киеве и развивающую среду на свой вкус и кошелек.
Детский сад «Дитина з майбутнім» работает с детьми с ЗРР и успешно справляется с диагнозом малышей уже с 1 года! За консультацией обращайтесь к профессионалам.