Главная > Коррекция задержки речевого развития

Коррекция задержки речевого развития

зпрр признаки Едва узнав о предстоящем пополнении, родители мечтают обнять малыша, надеть веселые носочки, рассказать сказку и услышать первые «мама» и «папа».

Ребенок родился, растет и развивается, но долгожданных слов взрослые не слышат. Знакомые просят не волноваться, мол «подрастет и заговорит», мудрые родственники требуют организации медицинского консилиума по спасению чада, а интернет-советы противоречивы и вызывают замешательство. Как быть и кто прав?

Что такое задержка речевого развития (ЗРР,ЗПРР)

Задержка речевого развития, диагноз уровня логопедии и неврологии, представляет собой комплекс психо речевых нарушений (ЗПРР). К ним относятся:

  • задержки в формировании звуков согласно возрасту;
  • скудный или отсутствующий словарный запас;
  • отсутствие навыка связной речи и построения грамматически правильных фраз и предложений.

Если правильное и своевременное формирование речевых навыков у ребенка задерживается, это приводит к нарушениям социального и психического развития. Коммуникативные трудности доставляют массу хлопот не только родителям, которым сложно понимать ребенка и общаться с ним, но и приводит к социальной изоляции, ведь с таким ребенком не играют сверстники.

Подобная картина у детей 2-5 лет приводит не только к недоразвитости коммуникативных навыков, но и к отсутствию навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, развития необходимых нейронных связей. Задержка, следовательно, негативно влияет на память, воображение и когнитивные способности, ухудшает межполушарное взаимодействие и т.д.

Следовательно, ЗРР у детей предполагает и диагноз ЗПР – задержку психического развития, поэтому диагноз «задержка психо-речевого развития детей», или ЗПРР – более корректен.

По статистике, ЗРР и ЗПРР встречается у 10% детей. Также известно, что чаще страдают мальчики – в 4 раза больше в сравнении с девочками.

Виды и степени ЗРР(ЗПРР)

ЗРР бывает 2-х видов – нарушения устной и письменной речи различной этиологии. Задержка устной речи включает в себя две формы – нарушения внешнего и внутреннего оформления речи.

Нарушения внешнего, или фонационного оформления устной речи:

  • афония, дисфония – голосовое расстройство из-за патологий речевого аппарата;
  • брадилалия (темповая задержка речевого развития) – чрезмерно медленный речевой темп;
  • тахилалия – чрезмерно быстрый темп;
  • логоневроз – нарушение темпо-ритмики из-за судорожной готовности речевого аппарата;
  • дислалия – нарушение произношения звуков, но слух и речевой аппарат сохранены;
  • ринолалия – нарушения голосового тембра из-за дефектов речевого аппарата;
  • дизартрия – неправильное произношение из-за скудной иннервации речевого аппарата.

Нарушения внутреннего, или структурно-семантического оформления речи:

  • алалия – речи нет или присутствует речевая недоразвитость из-за поражения участков головного мозга, отвечающих за формирование речи;
  • афазия – из-за поражения головного мозга речь утрачена полностью или частично;
  • дисграфия – дефект письма;
  • дислексия – дефект чтения.

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) ЗПРР и ЗРР представлена отдельной единицей под общим названием «Специфические расстройства развития речи и языка» (F-80). В группу включены патологии:

  1. F80.0 – специфическое расстройство речевой артикуляции.
  2. F80.1 – расстройство экспрессивной речи.
  3. F80.2 – расстройство рецептивной речи.
  4. F80.3 – приобретенная афазия с эпилепсией (Ландау-Клефнера).
  5. F80.8 – другие расстройства развития речи и языка.
  6. F80.9 – речевое расстройство без дополнительных уточнений.

Также медики выделяют 4 стадии тяжести ЗРР (логопедическая классификация) – от первой или легкой (когда нарушения видны только специалисту и малозаметны окружающим, даже родителям) до тяжелой или четвертой, при которой дефекты видны невооруженным глазом или речь отсутствует в принципе (грубая задержка).

Причины задержки развития речи у детей

Коррекция аутизма у детей

Задержка речевого развития у детей возникает по 2-м причинам:

Медицинские причины – комплекс патологических процессов в мозге, возникающих или в процессе внутриутробного развития плода, или в раннем детстве. К первым относят: внутриутробная гипоксия, асфиксия, гипотрофия, тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, недоношенность. В группу заболеваний раннего возраста попали: систематические инфекционные заболевания ребенка, менингоэнцефалит, энцефалопатии и т.д. В список медицинских причин также относят физиологические патологии – например, тугоухости, при которой речь формируется подражанием, а не возможностью услышать звук. Кроме физических, на ЗРР  влияют и особенности работы головного мозга ребенка. Так, если малыш не может определиться с доминантной рукой (правша или левша), то и формирование речи задерживается из-за неопределенности, какое полушарие ведущее. Также медики не исключают и генетические факторы и причины ЗРР, влияющие на вероятность развития патологических речевых процессов. Например, если кто-то из родителей заговорил поздно, то вероятность поздней речи у ребенка повышается многократно.

Социальные причины – комплекс факторов окружающей среды, которые негативно влияют на становление речи у ребенка:

  • педагогическая запущенность – взрослые не занимаются развитием ребенка, малыш растет сам по себе «как трава»;
  • отсутствие общения в семье – патологический паттерн, при котором внутрисемейные разговоры, если и возникают, то носят формальный характер;
  • гиперопека – чрезмерная забота о ребенке, при которой у малыша нет необходимости «напрягаться», учить слова и говорить;
  • переезд в другую страну – если в период активного формирования словарного запаса на родном языке малыш попал в иностранную среду, вероятность ЗРР повышается;
  • гаджеты, предлагающие ребенку на живую, а механическую речь в играх, сюжетах, мультфильмах без побуждения к повторению;
  • длительное «пристрастие» к материнской груди или соске, которое приводит неправильному прикусу и к постоянной «занятости» речевого аппарата (как научиться говорить с полным ртом?)

Как определить задержку речевого развития

Сегодня количество детей с ЗРР выше по сравнению с прошлым десятилетием из-за «моды» до 3-летнего возраста не обращать на речь ребенка никакого внимания. Некоторые родители убеждены, что речью заниматься не стоит – она сама как-то образуется. Подобное «попустительство» влечет за собой «неожиданность», когда взрослые «вдруг» обнаруживают, что 4-5-летний ребенок не умеет разговаривать. Как это предотвратить?

Норма развития речи у детей 1-3 лет:

  • 1,5-2 месяца – малыш гулит;
  • 4-5 месяцев – лепечет;
  • 7,5-8 месяцев – пытается произносить лепетные слова;
  • 9-12 месяцев – первые слова (9-10 месяцев – девочки, 11-12 месяцев – мальчики);
  • 1 год – понимание обращенной речи, произношение элементарных слов («мама», «дай» и т.д.);
  • в 1 год малыш показывает или приносит предмет, о котором говорит взрослый;
  • 1-1,8 года происходит «лексический взрыв» – ребенок говорит слова, которые знал ранее, но не умел произносить (пассивный словарный запас переходит в активный);
  • в 1,5 года у ребенка сформирован указательный жест;
  • к 2 годам малыш понимает и может выполнить команду взрослого, например, принести кубик или покатать машинку;
  • к 3 годам ребенок произносит фразы и предложения, даже если отдельные слова выговаривает плохо.

Возрастные рамки вариативные. Допускаются «отклонения» на пару месяцев у девочек и 4-5 месяцев у мальчиков.

Ранние признаки ЗПРР и задержки речевого развития :

  • до года ребенок молчит или выкрикивает однотипные звуки;
  • не сформирован указательный жест к 18 месяцам;
  • не реагирует на обращенные слова и выражения;
  • не повторяет услышанное после 1,5 лет;
  • в 1,5-2 года не показывает названный взрослым объект;
  • до 2-2,5 лет не сказал ни слова;
  • до 3-х лет не научился говорить простые фразы («где банан», «дай кушать»);
  • в 3 года может повторить предложение из мультика, но не инициирует речь самостоятельно;
  • жесты и мимика заменяют устную речь.

При наличии одного или нескольких симптомов из списка – нужна диагностика. После консультации педиатр направит на обследование к психиатру, неврологу, психологу для уточнения причин задержки речи и направления в центры для детей с задержкой речевого развития для работы со специалистами.

Родителям следует помнить, что симптомы ЗРР и ЗПРР у детей в целом – это серьезно, и не откладывать в долгий ящик проблему, которая аукнется здоровьем и благополучием ребенка в будущем. «Воспитательные тренды» и позиция «подрастет – разговорится» – это удобно, но чревато последствиями.

Профилактика задержки речевого развития

Чтобы малыш развивался правильно, а родители к году услышали заветные «мама» и «папа», развитием речи нужно заниматься с рождения. Это не значит, что в месяц нужно читать «Гамлета» и требовать реакции на услышанное – элементарных профилактических мер достаточно:

  • разговаривайте с ребенком, рассказывайте о том, что видели, как прошел день, делитесь секретиками;
  • произносите слова четко и «по-взрослому» – ничто так не задерживает развитие речи как сюсюканье и коверканье слов;
  • пойте колыбельные и читайте сказки с выражением и экспрессией;
  • побуждайте ребенка говорить и показывать предметы;
  • не включайте телевизор или радио в фоновом режиме;
  • играйте в игры, развивающие мелкую моторику;
  • делайте общую и артикуляционную гимнастику;
  • регулярно показывайтесь доктору и не ждите с моря погоды, если заметили проблему.

Коррекция задержки речевого развития 

Директор детского сада для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» Наталья Стручек

Коррекция ЗРР (ЗПРР) происходит комплексно – с помощью медицинских инструментов/методов и развивающей среды, которую обеспечивают педагоги и родители. Родителям ребенка с ЗРР (ЗПРР) нужно помнить, что лучший доктор на свете и упражнения при ЗРР (ЗПРР) бессильны, если с ребенком не занимаются дома.

По мнению директора детского сада для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» Натальи Стручек, какие бы причины не предшествовали возникновению ЗРР, развивающие занятия с родителями – необходимое условие для формирования речи и закрепления в повседневной жизни достигнутого с педагогами: «Бывали случаи в моей практике, когда родителям не удавалось следовать рекомендациям наших специалистов. Как правило, это приводит к тому, что ребенку негде тренировать новые навыки, соответственно, они не закрепляются».

Медицинские коррекционные мероприятия при ЗРР и ЗРПП:

  • транскраниальная микрополяризация при ЗРР (ТКМП) – слабое токовое воздействие на участки головного мозга, отвечающие за формирование моторики и смысла речи;
  • электроакупунктура (микротоковая рефлексотерапия) – токовое воздействие на зоны рефлексов;
  • физиотерапия, массаж языка;
  • прием медикаментов – ноотропы, витаминные комплексы и т.д.

 

Коррекция при ЗРР предполагает регулярные занятия по развитию речи детей раннего возраста и правильно подобранная методика. Логопед работает над четкостью и правильностью произношения, тренируя речевой аппарат ребенка. Психолог активизирует познавательные процессы, прорабатывает мелкую моторику, снижает тревожность и напряжение малыша. Ключевую роль играют родители, которые должны выполнять рекомендации педагогов и создавать благоприятную среду для развития речевых навыков малыша.

Также важно помнить, что ЗРР (ЗПРР ) часто сопутствуют другие заболевания и патологии (иногда являющиеся основным заболеванием), которые требуют вмешательства из-за непосредственного влияния на формирование речи. Например, аутизм (РАС), синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), ДЦП и т.д. Таким образом, терапия ЗРР и прогноз зависят от обнаружения и терапии всех заболеваний.

Коррекция задержки речевого развития в Киеве

Если у ребенка ЗРР (ЗПРР) – справиться самостоятельно не получится и нужно обращаться к профессионалам. Представленность учреждений, которые занимаются лечением ЗРР и ЗПРР в Украине широчайшая. Однако наибольшее сосредоточение услуг – в столице (диагностика ЗРР в Киеве, терапия, коррекция). Каждая семья, столкнувшаяся с проблемой, может выбрать специалиста, коррекция задержки речевого развития в Киеве и развивающую среду на свой вкус и кошелек.

Детский сад «Дитина з майбутнім» работает с детьми с ЗРР и успешно справляется с диагнозом малышей уже с 1 года! За консультацией обращайтесь к профессионалам.