Арт-терапия в работе с детьми-аутистами
Посмитная Виктория, психолог и арт-терапевт детского сада-школы для детей с особенностями в развитии «Дитина з майбутнім»
Арт-терапия - один из наиболее эффективных методов терапии аутичных детей. Она позволяет проникнуть во внутренний мир такого ребенка. Арт-терапия развивает коммуникативные навыки и способствует формированию терапевтических отношений.
Изобразительная деятельность помогает снизить эмоциональное напряжение и создать у ребенка ощущение большего комфорта, что способствует повышению его толерантности к психотерапевтическим отношениям. Данный подход позволяет снижать тревожность и делает ребенка более открытым для контакта со специалистом. Арт-терапия оказывает помощь на фундаментальном уровне, развивая как коммуникацию, так и воображение.
В своей работе я использую основные принципы арт-терапии: снятие оценочности – погружение в творческое состояние с помощью рисования и музыки, лепки, аппликации, взаимодействия с природой; снятие барьерной установки (например: «Я не умею рисовать»).
Арт-терапевтические занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной формах. На индивидуальных занятиях применяются авторские методики, разрабатываемые индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его особенностями. Эти методики направлены на развитие в первую очередь воображения, социальных и вербальных навыков, мелкой моторики, внимания, навыков рисования, а ведь именно этот навык лежит в основе умения писать.
Многих детей приходится учить практически с нуля – как держать карандаш, как пользоваться ножницами, что делать с красками. Для обучения их этому используется программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Университета Маккуэри, Сидней.
На групповых занятиях используются методики Николь Мартин (Nicole Martin) – квалифицированного американского терапевта, специализирующейся на арт-терапии с аутистами.
В результате комплексного применения данных методик наблюдаются следующие изменения: более доверительные отношения с детьми, установление контакта, улучшение поведения, расширение диапазона способов взаимодействия с как уже известными детям, так и с новыми материалами, применяемыми в изобразительной деятельности, большая гибкость в их использовании, уменьшение стереотипий и схем в рисовании, развитие мелкой моторики и координации рук.
Возненко Анна, арт-терапевт школы-сада «Дитина з майбутнім»
В настоящее время нет ни одного развивающего центра, где в перечне развивающих занятий не было бы арт-терапии. При этом информации об особенностях данного направления все равно не достаточно, из-за чего многие путают арт-терапию с уроками рисования или труда. Одним из главных отличий арт-терапии от уроков рисования являются цели. В рисовании главное результат, в арт-терапии - сам процесс. При этом эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Конечно, очень важно, чтобы работа нравилась самому автору, но оценка окружающих не важна!
Арт-терапия – это лечение творчеством, с помощью таких художественных примов как рисование, лепка, музыка, фотографирование, написание сказок и т.д. Арт-терапия включает такие направления: сказко-терапия, драмо-терапия, библио-терапия, музыко-терапия, танцевально-двигательная терапия, кино-терапия, кукло-терапия, песочная терапия и т.д.
В рамках медицинского направления, арт-терапия используется в качестве средства творческого самовыражения и способствует выражению скрытых и порой не осознаваемых переживаний и освобождение от них. В рамках психологического направления изменяется состояние личности (снижается тревожность, изменяется самоотношение, развивается творческое воображение). Арт является одним из самых мягких и безопасных видов психотерапии.
Как арт-терапия работает с особенными детишками?
Это один из наиболее эффективных методов терапии аутичных детей. С помощью многих изобразительных методов детям дается социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение. Она развивает чувство внутреннего контроля, работа детей над рисунками, картинами или лепкой предусматривает упорядочивание цвета и форм.
Многие особенные дети имеют сложности с воображением, вниманием, ощущениями, умением выражать свои чувства, эмоции. Занятия изобразительным искусством создают хорошие возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, развивают способности к их восприятию.
Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений детей. Арт-терапия является одним из эффективных методов работы со страхами у детей. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в символической форме перестроить конфликтную и травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию.
В своей работе с детьми я часто использую рисование (целенаправленное, свободное, структурированное). В некоторых случаях я заранее задаю тему и выбираю материал. В некоторых - даю абсолютный выбор материала, темы рисования. Всё зависит от индивидуальных особенностей, и состояния с которым он пришёл на занятия, и конечно же исходя из общих целей центра и индивидуальных арт-терапевтических задач для каждого ребёнка…
Детские рисунки - это не только отличный материал для работы детского психолога, творчества детей, но ещё и способ для ребёнка проявить себя. Развитие творчества, воображения, креативности детей – одна из наших обязанностей и целей в арт-терапии. Именно с развитым воображением ребёнку легче решить ту или иную задачу, ответить на вопрос.
Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя и помогает сам себе понять его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и обучается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивее.
Как проходят занятия по арт-терапии
Занятия проходят как в индивидуальной, так и в групповой форме. Групповые занятия способствуют развитию уверенности в себе, сплоченности детского коллектива, снятию напряжения, развитию произвольного поведения, развитию коммуникативных навыков, обучает способности адекватно телесного выражения различных эмоциональных состояний и т.д.
Вместе с тем, хочу сделать акцент на том, что каждая индивидуальная программа сделана специально под каждого ребёнка, исходя из его медицинского заключения, анамнеза, возраста и личностных особенностей… С одним мы можем рисовать, делать коллажи, лепить, шить, а с другим читать сказки, проигрывать некоторые моменты, делать попытки анализа сказок, создавать куклы, а с третьим только учиться держать карандаш, ножницы, пытаться рисовать вертикальные, прямые линии и т.д.
В любом случае в работе с особенными детьми всегда стараюсь исходить из главных принципов арт-терапии - это принятия ребёнка таким, каким он есть. Непременно уважение к нему, к его выбору. Именно в арт-терапии ребенок имеет возможность сделать самостоятельный выбор. В некоторых моментах я стараюсь идти за ребёнком, за его выбором, потребностью, если конечно, это не вредит его физическому, психологическому здоровью и целям, которые стоят.
Результаты применения методов арт-терапии у детей
Наблюдаются следующие изменения: снижается уровень тревожности, агрессии, у многих проходят некоторые страхи, улучшается мелкая и общая моторика, уменьшается стереотипия в рисовании, улучшаются художественные способности. Многие после такой терапии легче учатся узнавать и выражать свои эмоции и чувства, некоторые уже могут осознанно отвечать на вопросы (имеется в виду анализ сказок), улучшается телесная координация, уменьшаются навязчивые движения.