Коррекционная программа для детей
«Моему ребенку диагностировали аутизм. Рекомендовали детский сад, психокоррекцию и занятия с логопедом. Но толком не пояснили, куда и к кому конкретно идти. В интернете засилье разнообразной информации, историй других семей и сомнительных рекомендаций гомеопатов и знахарей. Что представляет собой настоящая коррекция и где ее проходят?»
Родители, столкнувшиеся с аутизмом впервые, подобные эмоции испытывают часто. Мало того, что диагноз далеко не каждый способен принять, понять и осознать, так еще и отсутствие качественной информации и помощи сбивает с толку. Что нужно знать растерянным родителям о коррекции ребенка с аутизмом?
Коррекционная программа для детей с аутизмом
К сожалению, специфического лечения аутизма нет, поэтому сразу придется отказаться от мысли о волшебной таблетке. Но в мире существует ряд коррекционных практик, которые направлены на уменьшение симптомов аутизма у детей и улучшение прогноза. Эти методы, научно подтвердившие эффективность, помогают тысячам детей расти счастливыми и развиваться на максимуме возможностей. Среди них выделяют:
- АВА-терапия, или прикладной анализ поведения, – техника основана на систематическом подкреплении желательного поведения, результатом чего становится «автоматизация» желаемого навыка или реакции;
- TEACH-подход – методика визуализации, помогающая выучить и закрепить нужные знания и поведение;
- визуальная терапия – развитие навыков общения при помощи различных визуальных технологий;
- сенсорная интеграция – подход, улучшающий взаимодействие между мозгом ребенка и внешними стимулами, в результате чего малыш адекватно реагирует на звуки, прикосновения и т.д.;
- Социальные истории, моделирование – методика использования ситуаций и примеров для обучения навыкам и поведению;
- терапия социальных навыков – обучение ребенка с аутизмом общению со сверстниками и т.д.
Согласно разных источников, научно доказанных коррекционных методик – 22-24. Наиболее эффективные – «миксы», когда несколько подходов используют одновременно.
Родителям же важно помнить, что эффективность коррекционных подходов заключается в измеримости результата – ребенок постоянно дает одну и ту же реакцию, например. Если же результат измеряется общими критериями а-ля «настроение улучшилось», то такие подходы считаются вспомогательными, ведь не формируют у ребенка долгосрочных навыков. К таким относят дельфинотерапию или взаимодействие с другими животными (собаками, лошадьми), арт-терапию, песочную и музыкальную терапию.
Также нужно учитывать, что дети с аутизмом часто страдают от сопутствующих заболеваний – пищевых аллергий, нарушений работы ЖКТ и т.д. Эти расстройства могут усугублять основное состояние, поэтому для устранения дискомфорта необходимо наблюдение у медиков и, иногда, прием медикаментов. Однако коррекционная программа для детей с аутизмом все же заключается в формировании социально-бытовых и академических навыков, а не в лекарствах.
Также родителям предлагаются техники, которые не только неэффективны, но могут и навредить ребенку. Речь идет о психоанализе, приеме лекарственных препаратов, в частности, антикандидозных, гомеопатия и пр. Дело в том, что подобные вещи не только не лечат врожденную дисфункцию на уровне хромосомных мутаций и генов, но усыпляют бдительность родителей, которые теряют драгоценное время на глупости.
Все дети с аутизмом разные и каждый имеет свои дефекты и уровень развития. Поэтому любая выбранная методика и подход должен сопровождаться индивидуальной программой, в рамках которой проводится педагогическая диагностика и ставятся цели для конкретного малыша. Ведь одному ребенку нужно серьезное вмешательство логопеда, а другой прекрасно разговаривает, но нуждается в усиленных занятиях с дефектологом. Один ребенок хорошо учится с помощью карточек, другой же, глядя на них, закатывает истерику. Поэтому программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом должна учитывать уровень и интересы самого ребенка и искать то, что подходит, а не модно или подошло соседскому мальчику.
Что такое качественная коррекционная программа
Любая коррекционная программа для детей с аутизмом должна системно воздействовать на регулятивную, эмоциональную, когнитивную психическую организацию и включение ребенка в социальную среду. Тогда коррекция поможет:
- снизить тревожность ребенка, снять негативизм;
- сбалансировать сенсорную недостаточность или переизбыток;
- минимизировать проявления агрессивного поведения и/или аутоагрессии;
- компенсировать нежелательное поведение, повысить уровень эмоционального интеллекта;
- сформировать навыки самообслуживания;
- научиться правилам поведения в группе, действовать по образцу или указанию педагога; развить целевое поведение;
- повысить уровень социального взаимодействия и активности ребенка.
Для реализации целей коррекционной программы посещать занятие раз в неделю или заниматься с каким-то одним педагогом недостаточно. Аутизм – это ежедневная работа над формированием необходимых навыков и устранением психомоторных «пробелов» пулом специалистов и, главное, родителями. Первые учат малыша на занятиях, вторые работают над закреплением дома. Поэтому обучение нон-стоп – единственное, что приносит реальные плоды при расстройствах аутистического спектра.
С какими проблемами сталкиваются родители детей с аутизмом и что делать
Несмотря на существование разных коррекционных методик, родители продолжают оказываться «в плену» гомеопатов, обещающих волшебное исцеление любимого чада через полгода приема сахара в шариках. Почему?
- К сожалению, в Украине отсутствует программа помощи детям с аутизмом на государственном уровне. Психокоррекцией, развитием и разъяснительной работой занимаются, в основном, частные организации и структуры, которые действуют по своим программам и усмотрению, часто не согласовано не только друг с другом, но и внутри одной организации – когда один специалист не знает, что делает другой с одним и тем же ребенком. Да и родителям толком мало что объясняют.
- Отсутствует система раннего вмешательства, позволяющая начать коррекцию в раннем детстве, как например в Израиле и ряде европейских стран (до 2-х лет). Дело в том, что порог диагностирования в Украине – после 3-лет в лучшем случае. Эффективность коррекционной работы с ребенком с каждым годом падает.
- Отсутствие специалистов на уровне государства, которые бы учились не «по ходу дела» в кабинетах поликлиник, а в ВУЗах или современных курсах.
- Даже в специальных коррекционных центрах занятия часто проводятся в индивидуальном порядке, что тормозит развитие коммуникативных навыков, которые формируются в группе. Также не каждая структура может предложить ежедневные занятия, а нескольких раз в неделю – недостаточно. В большинстве случаев отсутствует комплексный подход, при котором с ребенком занимается группа специалистов, которые общаются между собой для коррекции работы.
- Центры работают не по принципу «полезного для ребенка», а «мы можем предложить только это».
- Нет контакта с семьей, что сводит на нет усилия педагогов без «продолжения» дома.
Поэтому родителям «особенного» ребенка приходится заниматься самообразованием и все время учиться. К сожалению, не на специальных курсах, а самостоятельно – спрашивать медиков, общаться с другими семьями, читать книги, периодику, обращаться в различные организации и держать руку на пульсе дабы разобраться с тем, что такое аутизм, как это «лечится» и лечится ли, и чем именно.
К счастью, в Украине работает коррекционный детский сад «Дитина з майбутнім», который занимается с детьми от года! Сад облегчает жизнь родителям и развивает малышей согласно передовых методик коррекции аутизма. В детском саду «Дитина з майбутнім» работают дефектологи, логопеды, психологи, физиотерапевты, работа с которыми отвечает стандартам и требованием коррекционных программ. Занятия проводятся ежедневно и систематически так, что у детей с аутизмом просто нет шанса не освоить социально-бытовые и академические навыки. Чтобы проконсультироваться, ознакомиться с услугами или получить индивидуальную программу развития ребенка, обращайтесь к администрации.