Полезный опыт: методики логопедии в работе с детьми-аутистами
Линник Оксана, логопед сада-школы для детей с особенностями развития «Ребенок с будущим»
Можно выделить специфические особенности логопедической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Сразу обращают на себя внимание отсутствие способности и желание подражать взрослым. Еще одна существенная проблема - это особенности развития речи. Если ребенок полностью мутичен, то основным направлением работы будет побуждение его к произнесению коротких слов, активизация невербальных методов общения. Препятствием становится неконтактность ребенка, активные проявления негативизма, иногда с истерическими припадками разной степени проявления, моторная гиперактивность или полная пассивность ребенка, повышенная тревожность. В работе применяются различные методы и многоплановый стимульный материал. Нашей основной задачей является подготовка артикуляционного аппарата ребенка и стимулирование речи.
Во время проведения логопедического занятия я использую следующие методики:
- Методика логопедического массажа О.М.Новиковой - направлена на коррекцию подвижности артикуляционного аппарата, звукопроизношения при тяжелых пороках речи. Массаж артикуляционных органов выполняется с применением массажных зондов и массажем мимической и жевательной мускулатуры.
- Обязательным моментом является артикуляционная гимнастика по методическим рекомендациям Е. Краузе. Цель артикуляционной гимнастики - развитие подвижности органов речевого аппарата, отработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Делаем упражнения на тренировку подвижности мышц губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти.
- Методика Л.Г.Нуриевой, которая помогает развивать пассивный и активный словарь, вызвать речевое дыхание и звуковое произношение ребенка с РДА.
Используя данную методику имеем свои маленькие победы - ребенок, который не говорил даже отдельные звуки начала активно вокализировать, по инструкции пропевать отдельные звуки. Получили настоящее результаты таким образом - картинку с изображением звука прикладываю к лицу параллельно губам и четко медленно говорю звук.
- Методика "глобального чтения" Б.Д.Корсунской, адаптированная к индивидуальным психофизическим возможностям детей с особыми потребностями - применяется для обучения чтению и письму аутичных детей.
- Во время развития мелкой моторики используется обобщенный опыт системы воспитания Никитиных по формированию тактильных и кинестетических ощущений, умению захватывать мелкие предметы, совершенствованию двигательных навыков.
- Учитывая, что у аутичных детей нарушена, как общая, так и мелкая моторика, то важным моментом является подготовить руку к овладению письмом. Большую роль в этом играет использование в работе с аутичными детьми элементов методики Монтессори.
- Используется также элементы по методике Сесиль Лупан. К такому серьезному процессу, как изучение букв и чтение, можно подойти весело. Сесиль Лупан предлагает пропевать названия букв, а в работе с аутичными детьми этот метод является наиболее актуальным, он позволяет совершенствовать речевой выдох и силу голоса.