Психокоррекция и раскрытие внутреннего потенциала
Кондратович Наталия, психолог детского сада-школы для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім».
Основу моей психокоррекционной работы с аутичными детьми составляет методика Эрика Шоплера, Маргарет Ландинг, Лезли Ватерса. Указанная методика помогает оценить уровень развития ребенка, в результате чего составляется программа индивидуальной психокоррекционной работы с ним. Учитывая специфические особенности аутичных детей, а также индивидуальные черты конкретного ребенка, в моей работе за основу взяты лишь основополагающие положения и принципы методики Э. Шоплера; на индивидуальных занятиях предложенные задания модифицируются и видоизменяются, а степень сложности задачи определяется возрастом развития ребенка.
Задачей первичной психологической диагностики является определение особенностей развития функциональных сфер ребенка, а именно:
1) имитация; 2) крупная моторика; 3) мелкая моторика; 4) зрительно-моторная координация; 5) перцепция (восприятие); 6) познавательная деятельность; 7) речь; 8) навыки социального взаимодействия; 9) навыки самообслуживания. На основе результатов диагностики и показателей развития указанных функциональных сфер делается вывод о возрасте развития ребенка, с учетом чего намечаются долгосрочная стратегия работы с ребенком, а также краткосрочные цели и задания, реализуемые ежедневно на индивидуальных занятиях. Необходимо добавить, что система оценивания особенностей развития по функциональным сферам и занятия в соответствии с намеченными целями позволяют в перспективе отслеживать динамику развития ребенка.
Следует отметить, что выбор методик зависит как и от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста развития, так и от этапа взаимодействия психолога с ребенком. Так, на первом этапе основной задачей является содействие эффективному включению ребенка в процесс учебно-воспитательной деятельности. Во время адаптационного периода применяются техники, помогающие установить контакт с ребенком, на занятиях создается комфортная психологическая атмосфера для стимуляции познавательного интереса ребенка. На этапе “знакомства” применяются также элементы арт-терапии и игротерапии, которые способствуют снижению психического напряжения и более эффективному процессу взаимодействия ребенка с психологом. После прохождения адаптационного периода определяется ведущее направление коррекционной работы: обучение навыкам самообслуживания, развитие навыков социального взаимодействия, развитие речи и т.д. На данном этапе начинается активная работа; основное внимание уделяется развитию познавательных психических процессов, подтягиванию “слабых” сторон ребенка, работе с его ресурсами.
Невозможно переоценить значение групповых занятий для развития аутичных детей. На этих занятиях они демонстрируют другим то, чему научились на индивидуальных занятиях; в группе дети осваивают навыки социального взаимодействия, учатся играть и следовать установленным правилам.
Необходимо отметить, что работая с аутичными детьми, мы придерживаемся таких принципов: 1) строгое соблюдение режимных требований; 2) структурированная программа обучения; 3) комплексная работа специалистов с ребенком по намеченной программе.
Каждый день с детками мы делаем маленькие “шажки” навстречу новым открытиям. Со временем наблюдаются результаты, которые не могут не радовать: дети становятся более самостоятельными, организованными, дисциплинированными; кто-то произносит свои первые слова, кто-то учится читать и писать; у детей появляется желание учиться и познавать окружающий мир; постепенно они осваивают навыки взаимодействия с взрослыми и сверстниками, - ведь все это так важно для интеграции ребенка в социум. По моему мнению, позитивные изменения, которые происходят с ребенком, являются наилучшим индикатором совместной работы специалистов и родителей.