Задержка речевого развития у детей 2 лет
Задержка речи у детей 2 лет, по статистике, проявляется у 10% малышей. Это вызывает явные трудности и неудобства, так как дети не могут в полной мере освоить и использовать навык. В 2 года проблема становится очевидной и требует незамедлительного вмешательства специалистов. Однако некоторые родители предпочитают занимать выжидательную позицию, надеясь, что «заговорит, но позже». К сожалению, такой подход деструктивен, ведь исправлять проблему после 3-х лет сложнее, чем в 2 года и ранее!
Несмотря на то, что первые слова малыш произносит в среднем в год, речь у ребенка формируется с рождения. Это длительный процесс и, к сожалению, не всегда «без задоринки».
Становление и развитие речи базируется на ряде предпосылок, без которых полноценное овладение навыком невозможно. Это физиологическая готовность речевого аппарата, психомоторное развитие согласно возрасту, отсутствие тяжелых заболеваний (пренатального периода и на этапе раннего детства) и генетической предрасположенности к таковым, особенности социальных условий и т.д. Если по каким-то причинам речь не формируется вовремя, это приводит к патологиям психоэмоционального развития, проблемам с обучением и социализацией в обществе.
Как выглядит задержка речевого развития в 2 года
Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) не ставят «нежданно-негаданно». Этому предшествует ряд серьезных симптомов, на которые родителям следует обратить внимание:
- до полугода ребенок не произносит звуков («а-а-а», «у-у-у» и т.д.);
- до 10 месяцев вместо разнообразия и смены интонаций малыш монотонно плачет;
- до 1,5 лет не понимает обращенную речь, не сформирован указательный жест и ребенок не может показать на картинке предмет.
Внимательные родители легко могут заметить когда задержка речи у ребенка в 2 года проявляется и не упустить драгоценное время.
Директор детского сада для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» Наталья Стручек убеждена, что раннее вмешательство творит педагогические чудеса: «Чем раньше родители примут факт наличия проблемы и обратятся за помощью, тем выше шансы скорректировать нарушения и не допустить серьезных проблем в будущем».
Задержка речевого развития у ребенка 2 лет выглядит куда серьезнее:
- 2-летка не произносит слов и/или не может построить простую фразу («хочу гулять», «дай пить» и т.д.);
- не может выполнить задание взрослого принести или показать предмет;
- отсутствует речь по собственной инициативе, в лучшем случае, ребенок копирует услышанные фразы из мультфильмов или речи взрослых;
- малыш использует элементарные слова для выражения потребностей, но словарный запас не расширяется;
- у ребенка «странный» тембр голоса и родители не понимают, о чем он говорит;
- нет реакции на собственное имя или знакомые слова, не поворачивается к названному предмету («посмотри на мячик», «у меня для тебя машинка» и т.д.);
- в 2-2,5 года малыш испытывает трудности в игре со сверстниками, ведь не понимает правил поведения, замечаний взрослых или слов других детей.
Симптомы выше свидетельствует о задержки речи у детей 2 лет, которые могут быть связаны с медицинскими или социальными вопросами. Одно дело, если у малыша органическое поражение участков головного мозга, отвечающих за развитие речи. И другое, когда родители не занимаются уходом и воспитанием малыша, что и приводит к ЗРР.
Взрослым важно помнить: при малейшем подозрении на проблему, нужно обратиться к доктору. Лучше развеять сомнения в полтора года, нежели в 3 года печалиться об упущенном времени.
Коррекция задержки речевого развития ребенка 2-х лет
Коррекция ЗРР – комплекс мероприятий, направленных на устранение основной причины задержки и развитию речевых навыков. Обследованием занимаются психиатр и детский невролог, которые и выносят «вердикт» и дают рекомендации. Это может быть физиотерапия и массаж, прием медикаментов (ноотропы, витаминные комплексы), сеансы микрополяризации или Томатис, электроакупунктура.
Коррекция задержки речевого развития в 2 года не обойдется без регулярных занятий с логопедом, который поможет разработать речевой аппарат и научить правильному произношению. Также позитивно влияют развивающие занятия для детей с задержкой речевого развития, которые специальными упражнениями и играми развивают стремление ребенка говорить.
И главное: родители должны следовать советам специалистов и заниматься с ребенком дома, ведь последнее играет ключевую роль в закреплении успеха терапии ЗРР. Развивающие занятия для ребенка с ЗРР возможны не только в кабинетах специалистов, но и дома. Это бесконечные разговоры с ребенком, которые стимулируют отвечать и совершать действие. Это чтение на ночь, песенки и потешки днем, игры для развития мелкой моторики. Это артикуляционная гимнастика в игровой форме. Это выразительная, эмоционально окрашенная речь к ребенку без коверканья слов.
Детский сад «Дитина з майбутнім» работает с детьми с ЗРР с 1 года! За консультацией обращайтесь к нашим специалистам.