Главная > Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности

синдром сдвг«Мой сын всегда был активным ребенком – с раннего детства бегал словно заведенный, создавал хаос из ничего, постоянно разговаривал и ни на чем не мог сосредоточиться. А недавно я поняла причину чрезмерной расторможенности – доктор поставил синдром дефицита внимания и гиперактивности. Подруги советуют срочно искать специализированный сад, свекор считает, что «нет ремня» на маленького хулигана, а в сети множество противоречивой информации о заболевании. Как быть и куда бежать?»

Подобные мысли часто посещают родителей, детям которых поставили синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). С одной стороны, появляется ощущение легкости, ведь все стало на свои места и все наконец поняли, что с ребенком «не так и взрослым это не кажется». А с другой стороны – «спектакль» только начинается, ведь пускать на самотек расстройство нельзя.

СДВГ, а в обиходе чаще используют просто «гиперактивность», – коварная штука, которую невооруженным взглядом не заметить. Большинство детей в младшем дошкольном возрасте ведут себя активно – бегают, прыгают, мучают взрослых вопросами, устраивают беспорядки и ломают предметы, исследуя мир. Однако некоторые родители замечают, что ребенок чересчур активен и, главное, беспорядочен. Отсутствует цель и мотивация действий, минимальная стратегия, внимание «прыгает» с одного дела на другое, просьбы и правила остаются неуслышанными и мир крутится вокруг «хочух» малыша. И внимательные родители чувствуют, что их любимое чадо отличается от сверстников. И в кабинете доктора оказывается, что это действительно так

К сожалению, в Украине, равно как и в странах постсоветского пространства, СДВГ «не любят». Среди медиков и некоторых взрослых все еще распространен миф о том, что такого заболевания не существует в природе, а «странное» поведение ребенка – это результат педагогической запущенности или неправильного воспитания. Однако мировое медицинское сообщество опровергает такую позицию и доказывает как факт существования СДВГ, так и эффективность специальных терапевтических стратегий.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром СДВГ – это нарушение работы головного мозга, проявляющееся в импульсивном поведении, невнимательности и чрезмерной активности. При СДВГ процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. То есть, жизнью и поведением гиперактивного ребенка «управляют» сиюминутные желания, интересы и потребности, а невозможность их здесь и сейчас удовлетворить вызывает бурную негативную реакцию (например, истерику или агрессию).

«Виновником торжества» служит незрелость коры головного мозга и подкорковых структур, регулирующих умение себя контролировать и принимать волевые решения. Поэтому малыши с СДВГ совершенно не могут ждать или «растягивать» удовольствие, им нужно получить желаемое не потом, а непременно сейчас, сложно ставить цели и достигать результатов, довести начатое дело до логического конца. При этом синдром дефицита внимания у детей отнюдь не говорит об интеллектуальном отставании – гиперактивные ребята, как правило, обладают высокими умственными способностями и высоким показателем IQ. Однако неумение самоорганизоваться, направить волей усилия в нужное русло и достичь результата не дают возможности в полной мере реализовать весь потенциал.

Признаки гиперактивности хорошо видны в старшем дошкольном возрасте – периоде активной социализации. К сожалению, малышам с СДВГ легко заводить друзей, но катастрофически трудно длительно поддерживать общение. Из-за мозговой незрелости они часто портят чужие игрушки, берут вещи без разрешения, перебивают собеседника, не слушают других, могут ударить «друга» или попасть в «переделку». Им сложно следовать правилам и социальным нормам, выражать свои потребности приемлемым способом. Поэтому такие ребята чаще страдают от одиночества и, соответственно, низкой самооценки – дети с СДВГ просто не понимают, почему с ними отказываются дружить.

По статистике, синдромом страдают 3-5% населения планеты, и болезнь СДВГ чаще диагностируют у мальчиков по сравнению с девочками – 1:3 соответственно. Примечательно, что в сельской местности детей с СДВГ меньше, чем в городской. А связано это с эмоциональным перегрузом психики детей, что особенно губительно для гиперактивных детей, психику которых нужно расслаблять, а не активизировать. Речь идет о стрессах, бесконечном и бесконтрольном использовании гаджетов, которые визуально стимулируют и без того незрелый мозг ребенка. В сельской местности дети проводят время на воздухе, в движении, задействуя все органы чувств. К тому же информационные городские перегрузки тоже негативно влияют на здоровье гиперактивных детей.

Интенсивное обучение 3-м иностранным языкам, кружок по боксу, занятия по математике и чтению, посещение кинотеатра в субботу, а шумного лунапарка в воскресенье – подобный график, возможно, и удовлетворит строгих родителей, но здоровья гиперактивному ребенку не добавит. Поэтому родителям детей с СДВГ нужно быть особенно внимательными при выборе занятий и нагрузки, пусть и полезной, чтобы не «наломать дров» и не привести к срыву.

Причины возникновения СДВГ

Причины СДВГ науке точно не известны. Но существует ряд факторов, которые с большой долей вероятности могут вызвать заболевание СДВГ:

  • употребление матерью во время беременности алкоголя, наркотиков, не согласованных с доктором лекарств, курение;
  • перенесенные матерью тяжелые заболевания или наличие хронических;
  • резус-фактор несовместимость;
  • тяжелые роды: гипоксия плода, обвитие шеи новорожденного пуповиной, неправильное предлежание плода, стремительные или затяжные роды;
  • стрессы и травмы во время беременности;
  • серьезные патологии новорожденного: сердечная недостаточность, болезни почек и т.д.;
  • общее ухудшение экологии;
  • неправильное питание ребенка: известно, что большое количество сладостей возбуждающе действует на психику, что противопоказано при гиперактивности;
  • передача СДВГ «по наследству»: если у кого-то из родителей или ближайших родственников был синдром, то вероятность наличия у ребенка повышается.

Один или несколько факторов не свидетельствуют о том, что СДВГ у ребенка непременно будет. Однако родителям следует быть бдительными, чтобы вовремя распознать болезнь. Как?

Признаки СДВГ

Если СДВГ в 2 года легко перепутать с нормальным развитием малыша на фоне, например, банальной усталости или депрессии матери, которая видит «болезнь» в ребенке вместо того, чтобы самой просто отдохнуть, то «пропустить» СДВГ в 3 года и в старшем дошкольном возрасте невозможно. Дети с синдромом дефицита внимания отличаются от сверстников таким поведением:

  • чрезмерная двигательная активность ребенка;
  • неумение ждать и соблюдать очередность;
  • частая смена настроения – от эйфории до истерики;
  • малыш с энтузиазмом начинает новое занятие, но при малейших трудностях или необходимости приложить усилия бросает;
  • ребенок легко рассредотачивается, не может долго удерживать внимание на одном объекте или процессе;
  • непонимание правил и норм поведения в обществе;
  • речевая расторможенность – ребенок не может прекратить разговаривать даже сам с собой;
  • трудности с поддержанием порядка и следованием распорядку дня;
  • плохой, беспокойный сон;
  • бесцельные движения руками, ногами, не могут усидеть на месте;
  • навязчивость, неумение находиться одному, капризность;
  • трудно воспринимают метафоры, юмор;
  • обидчивы, расстраиваются по мелочам, не соблюдают чужих и не хранят свои границы;
  • не реагируют на наказания и запреты;
  • часто попадают в опасные ситуации и не делают выводы: ребенок с СДВГ в 2 года легко может выбежать на дорогу, и он же это сделает и в 4 года, если захочется;
  • в основном делает «что хочется», а не «что надо».

Важно помнить, что синдром сам по себе никуда не исчезает, а СДВГ в подростковом возрасте только усиливается, что может привести к печальным последствиям – побеги из дома, пристрастие к алкоголю или наркотикам, выбор плохой компании и т.д.

Симптомы синдрома дефицита внимания у детей

Синдром дефицита внимания в международном классификаторе болезней 11 пересмотра (МКБ-11) входит в группу нейроонтогенетических болезней и представлен отдельной единицей (6А05). Основные клинические симптомы СДВГ, или на что смотрят медики:

  1. Невнимательность. Дети с синдромом дефицита внимания неспособны сосредоточиться на предмете или занятии, постоянно меняют деятельность. В старшем школьном возрасте симптом проявляется откладыванием уроков или подготовки к экзамену «на последнюю ночь», если вообще эта подготовка будет. Трудно долго выполнять монотонную задачу, требующую усидчивости. Большинство целей и заданий остаются невыполненными.
  2. Импульсивность. Ребенок реагирует спонтанно, не обдумывает ответы на вопросы. Может бросить даже интересное занятие ради получения быстрого удовольствия. Может внезапно убежать, бросить предмет, толкнуть другого ребенка. СДВГ в подростковом возрасте может вылиться в разбитое в школе окно без учета последствий.
  3. Гиперактивность. Гиперактивные дети не могут усидеть на месте, все время двигаются, ерзают на стуле, качают головой или ногой. СДВГ в 2 года для родителей – это хаос в доме, разбросанные вещи и вечно ускользающий из поля зрения малыш. СДВГ в 3 года – это усталость от постоянной речевой активности ребенка, несобранности и отсутствие реакции на наказания. В старшем возрасте и у взрослых это проявляется во внутренней тревожности, суетливости, навязчивых мрачных мыслях.

СДВГ – синдром, при котором в той или иной степени выражены все три компонента. Так, есть дети с повышенной невнимательностью на фоне отсутствия гиперактивности и минимальной импульсивностью. Другие малыши страдают от импульсивности, у третьих – всего понемногу. Тип по симптоматике определяет доктор.

Диагностика СДВГ у детей

Для выявления СДВГ родителям придется обследовать ребенка у детского невролога и психиатра для выявления/исключения других патологий, ведь синдром часто сопутствует другим расстройствам, например, РАС. Медики делают МРТ головного мозга, тестируют (например, тест на синдром дефицита внимания МОХО, предназначенный для детей и взрослых), исследуют поведение и реакции ребенка. Диагноз же ставит врач-психиатр.

На основании интервью родителей, наблюдения за ребенком и проведения специальных тестов врачи делают вывод. При этом важно, чтобы «нетипичное» поведение сохранялось не менее 6 месяцев и демонстрировалось в разных условиях – как дома и в гостях, так и в детском саду. Если малыш истерит раз в месяц или случайно сломал чужую машинку – это отнюдь не значит, что он гиперактивен. Поэтому и диагноз в основном ставят после 6 лет, когда СДВГ очевиден и комплекс симптомов проявляется постоянно.

Диагностика СДВГ у детей критически важна, так как от этого зависит не только поведение здесь и сейчас, но и будущее ребенка. Так, при не диагностируемом СДВГ и, соответственно, без вмешательства, шансов приспособиться «к жизни среди людей» невелик. Подростки с СДВГ часто хулиганят, хамят, попадают в неприятности, сбегают из дома, бросают учебу. Такие взрослые часто не могут найти себя, часто меняют работу, не засиживаются на одном месте, им не удается построить длительных отношений, обеспечивать себя и т.д. Поэтому чем раньше диагностировать синдром и начать коррекцию, тем лучше.

Коррекция детей с СДВГ

 

Терапевтическое вмешательство СДВГ заключается в приеме медикаментов и поведенческой терапии. Прием лекарств откладывается или не назначается доктором при легких формах СДВГ, когда можно научить реакциям самоконтроля. И ни одна волшебная таблетка не научит ребенка приемлемому поведению. Поэтому занятия для детей с СДВГ так важны.

Лучшей методикой, продемонстрировавшей хорошие результаты была и остается поведенческая терапия. Подход заключается в подкреплении желательных форм поведения с постепенным снижением негативных проявлений

Кроме КБТ (когнитивно-бихевиоральная терапия) хорошо зарекомендовала нейрокоррекция (специальные физические упражнения, благоприятно воздействующие на мозг), метод Томатиса и биоакустической коррекции, различные игры с песком, музыкальная терапия и массаж

Коррекция детей с СДВГ должна проводиться как на индивидуальном уровне (в основном психологическая помощь детям с СДВГ, так как такие ребята страдают от тревожности, неуверенности в себе и т.д.), так и в группах, ведь именно в социальной среде и взаимодействии оттачиваются навыки общения и поведения.

Важно помнить: для достижения и, главное, закрепления результата дома нужно выполнять все рекомендации врачей и педагогов, которые занимаются с ребенком. Особенности обучения детей с СДВГ – необходимость регулярного повторения и строгость выполнения рекомендаций специалистов. В противном случае все достижения быстро забудутся.

Однако не всегда удается всегда обойтись без лекарств. Как правило, дошкольникам таблетки не назначают, а детям постарше – да. В практике используют ноотропные препараты, антидепрессанты, психостимулирующие лекарства и т.д. Но родителям следует помнить, что без назначения врача их принимать опасно!

Детский сад для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» принимает малышей с 1 года! Если нужна консультация или индивидуальная программа развития для ребенка с СДВГ, обращайтесь к профессионалам.