Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности
«Мой сын всегда был активным ребенком – с раннего детства бегал словно заведенный, создавал хаос из ничего, постоянно разговаривал и ни на чем не мог сосредоточиться. А недавно я поняла причину чрезмерной расторможенности – доктор поставил синдром дефицита внимания и гиперактивности. Подруги советуют срочно искать специализированный сад, свекор считает, что «нет ремня» на маленького хулигана, а в сети множество противоречивой информации о заболевании. Как быть и куда бежать?»
Подобные мысли часто посещают родителей, детям которых поставили синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). С одной стороны, появляется ощущение легкости, ведь все стало на свои места и все наконец поняли, что с ребенком «не так и взрослым это не кажется». А с другой стороны – «спектакль» только начинается, ведь пускать на самотек расстройство нельзя.
СДВГ, а в обиходе чаще используют просто «гиперактивность», – коварная штука, которую невооруженным взглядом не заметить. Большинство детей в младшем дошкольном возрасте ведут себя активно – бегают, прыгают, мучают взрослых вопросами, устраивают беспорядки и ломают предметы, исследуя мир. Однако некоторые родители замечают, что ребенок чересчур активен и, главное, беспорядочен. Отсутствует цель и мотивация действий, минимальная стратегия, внимание «прыгает» с одного дела на другое, просьбы и правила остаются неуслышанными и мир крутится вокруг «хочух» малыша. И внимательные родители чувствуют, что их любимое чадо отличается от сверстников. И в кабинете доктора оказывается, что это действительно так
К сожалению, в Украине, равно как и в странах постсоветского пространства, СДВГ «не любят». Среди медиков и некоторых взрослых все еще распространен миф о том, что такого заболевания не существует в природе, а «странное» поведение ребенка – это результат педагогической запущенности или неправильного воспитания. Однако мировое медицинское сообщество опровергает такую позицию и доказывает как факт существования СДВГ, так и эффективность специальных терапевтических стратегий.
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром СДВГ – это нарушение работы головного мозга, проявляющееся в импульсивном поведении, невнимательности и чрезмерной активности. При СДВГ процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. То есть, жизнью и поведением гиперактивного ребенка «управляют» сиюминутные желания, интересы и потребности, а невозможность их здесь и сейчас удовлетворить вызывает бурную негативную реакцию (например, истерику или агрессию).
«Виновником торжества» служит незрелость коры головного мозга и подкорковых структур, регулирующих умение себя контролировать и принимать волевые решения. Поэтому малыши с СДВГ совершенно не могут ждать или «растягивать» удовольствие, им нужно получить желаемое не потом, а непременно сейчас, сложно ставить цели и достигать результатов, довести начатое дело до логического конца. При этом синдром дефицита внимания у детей отнюдь не говорит об интеллектуальном отставании – гиперактивные ребята, как правило, обладают высокими умственными способностями и высоким показателем IQ. Однако неумение самоорганизоваться, направить волей усилия в нужное русло и достичь результата не дают возможности в полной мере реализовать весь потенциал.
Признаки гиперактивности хорошо видны в старшем дошкольном возрасте – периоде активной социализации. К сожалению, малышам с СДВГ легко заводить друзей, но катастрофически трудно длительно поддерживать общение. Из-за мозговой незрелости они часто портят чужие игрушки, берут вещи без разрешения, перебивают собеседника, не слушают других, могут ударить «друга» или попасть в «переделку». Им сложно следовать правилам и социальным нормам, выражать свои потребности приемлемым способом. Поэтому такие ребята чаще страдают от одиночества и, соответственно, низкой самооценки – дети с СДВГ просто не понимают, почему с ними отказываются дружить.
По статистике, синдромом страдают 3-5% населения планеты, и болезнь СДВГ чаще диагностируют у мальчиков по сравнению с девочками – 1:3 соответственно. Примечательно, что в сельской местности детей с СДВГ меньше, чем в городской. А связано это с эмоциональным перегрузом психики детей, что особенно губительно для гиперактивных детей, психику которых нужно расслаблять, а не активизировать. Речь идет о стрессах, бесконечном и бесконтрольном использовании гаджетов, которые визуально стимулируют и без того незрелый мозг ребенка. В сельской местности дети проводят время на воздухе, в движении, задействуя все органы чувств. К тому же информационные городские перегрузки тоже негативно влияют на здоровье гиперактивных детей.
Интенсивное обучение 3-м иностранным языкам, кружок по боксу, занятия по математике и чтению, посещение кинотеатра в субботу, а шумного лунапарка в воскресенье – подобный график, возможно, и удовлетворит строгих родителей, но здоровья гиперактивному ребенку не добавит. Поэтому родителям детей с СДВГ нужно быть особенно внимательными при выборе занятий и нагрузки, пусть и полезной, чтобы не «наломать дров» и не привести к срыву.
Причины возникновения СДВГ
Причины СДВГ науке точно не известны. Но существует ряд факторов, которые с большой долей вероятности могут вызвать заболевание СДВГ:
- употребление матерью во время беременности алкоголя, наркотиков, не согласованных с доктором лекарств, курение;
- перенесенные матерью тяжелые заболевания или наличие хронических;
- резус-фактор несовместимость;
- тяжелые роды: гипоксия плода, обвитие шеи новорожденного пуповиной, неправильное предлежание плода, стремительные или затяжные роды;
- стрессы и травмы во время беременности;
- серьезные патологии новорожденного: сердечная недостаточность, болезни почек и т.д.;
- общее ухудшение экологии;
- неправильное питание ребенка: известно, что большое количество сладостей возбуждающе действует на психику, что противопоказано при гиперактивности;
- передача СДВГ «по наследству»: если у кого-то из родителей или ближайших родственников был синдром, то вероятность наличия у ребенка повышается.
Один или несколько факторов не свидетельствуют о том, что СДВГ у ребенка непременно будет. Однако родителям следует быть бдительными, чтобы вовремя распознать болезнь. Как?
Признаки СДВГ
Если СДВГ в 2 года легко перепутать с нормальным развитием малыша на фоне, например, банальной усталости или депрессии матери, которая видит «болезнь» в ребенке вместо того, чтобы самой просто отдохнуть, то «пропустить» СДВГ в 3 года и в старшем дошкольном возрасте невозможно. Дети с синдромом дефицита внимания отличаются от сверстников таким поведением:
- чрезмерная двигательная активность ребенка;
- неумение ждать и соблюдать очередность;
- частая смена настроения – от эйфории до истерики;
- малыш с энтузиазмом начинает новое занятие, но при малейших трудностях или необходимости приложить усилия бросает;
- ребенок легко рассредотачивается, не может долго удерживать внимание на одном объекте или процессе;
- непонимание правил и норм поведения в обществе;
- речевая расторможенность – ребенок не может прекратить разговаривать даже сам с собой;
- трудности с поддержанием порядка и следованием распорядку дня;
- плохой, беспокойный сон;
- бесцельные движения руками, ногами, не могут усидеть на месте;
- навязчивость, неумение находиться одному, капризность;
- трудно воспринимают метафоры, юмор;
- обидчивы, расстраиваются по мелочам, не соблюдают чужих и не хранят свои границы;
- не реагируют на наказания и запреты;
- часто попадают в опасные ситуации и не делают выводы: ребенок с СДВГ в 2 года легко может выбежать на дорогу, и он же это сделает и в 4 года, если захочется;
- в основном делает «что хочется», а не «что надо».
Важно помнить, что синдром сам по себе никуда не исчезает, а СДВГ в подростковом возрасте только усиливается, что может привести к печальным последствиям – побеги из дома, пристрастие к алкоголю или наркотикам, выбор плохой компании и т.д.
Симптомы синдрома дефицита внимания у детей
Синдром дефицита внимания в международном классификаторе болезней 11 пересмотра (МКБ-11) входит в группу нейроонтогенетических болезней и представлен отдельной единицей (6А05). Основные клинические симптомы СДВГ, или на что смотрят медики:
- Невнимательность. Дети с синдромом дефицита внимания неспособны сосредоточиться на предмете или занятии, постоянно меняют деятельность. В старшем школьном возрасте симптом проявляется откладыванием уроков или подготовки к экзамену «на последнюю ночь», если вообще эта подготовка будет. Трудно долго выполнять монотонную задачу, требующую усидчивости. Большинство целей и заданий остаются невыполненными.
- Импульсивность. Ребенок реагирует спонтанно, не обдумывает ответы на вопросы. Может бросить даже интересное занятие ради получения быстрого удовольствия. Может внезапно убежать, бросить предмет, толкнуть другого ребенка. СДВГ в подростковом возрасте может вылиться в разбитое в школе окно без учета последствий.
- Гиперактивность. Гиперактивные дети не могут усидеть на месте, все время двигаются, ерзают на стуле, качают головой или ногой. СДВГ в 2 года для родителей – это хаос в доме, разбросанные вещи и вечно ускользающий из поля зрения малыш. СДВГ в 3 года – это усталость от постоянной речевой активности ребенка, несобранности и отсутствие реакции на наказания. В старшем возрасте и у взрослых это проявляется во внутренней тревожности, суетливости, навязчивых мрачных мыслях.
СДВГ – синдром, при котором в той или иной степени выражены все три компонента. Так, есть дети с повышенной невнимательностью на фоне отсутствия гиперактивности и минимальной импульсивностью. Другие малыши страдают от импульсивности, у третьих – всего понемногу. Тип по симптоматике определяет доктор.
Диагностика СДВГ у детей
Для выявления СДВГ родителям придется обследовать ребенка у детского невролога и психиатра для выявления/исключения других патологий, ведь синдром часто сопутствует другим расстройствам, например, РАС. Медики делают МРТ головного мозга, тестируют (например, тест на синдром дефицита внимания МОХО, предназначенный для детей и взрослых), исследуют поведение и реакции ребенка. Диагноз же ставит врач-психиатр.
На основании интервью родителей, наблюдения за ребенком и проведения специальных тестов врачи делают вывод. При этом важно, чтобы «нетипичное» поведение сохранялось не менее 6 месяцев и демонстрировалось в разных условиях – как дома и в гостях, так и в детском саду. Если малыш истерит раз в месяц или случайно сломал чужую машинку – это отнюдь не значит, что он гиперактивен. Поэтому и диагноз в основном ставят после 6 лет, когда СДВГ очевиден и комплекс симптомов проявляется постоянно.
Диагностика СДВГ у детей критически важна, так как от этого зависит не только поведение здесь и сейчас, но и будущее ребенка. Так, при не диагностируемом СДВГ и, соответственно, без вмешательства, шансов приспособиться «к жизни среди людей» невелик. Подростки с СДВГ часто хулиганят, хамят, попадают в неприятности, сбегают из дома, бросают учебу. Такие взрослые часто не могут найти себя, часто меняют работу, не засиживаются на одном месте, им не удается построить длительных отношений, обеспечивать себя и т.д. Поэтому чем раньше диагностировать синдром и начать коррекцию, тем лучше.
Коррекция детей с СДВГ
Терапевтическое вмешательство СДВГ заключается в приеме медикаментов и поведенческой терапии. Прием лекарств откладывается или не назначается доктором при легких формах СДВГ, когда можно научить реакциям самоконтроля. И ни одна волшебная таблетка не научит ребенка приемлемому поведению. Поэтому занятия для детей с СДВГ так важны.
Лучшей методикой, продемонстрировавшей хорошие результаты была и остается поведенческая терапия. Подход заключается в подкреплении желательных форм поведения с постепенным снижением негативных проявлений
Кроме КБТ (когнитивно-бихевиоральная терапия) хорошо зарекомендовала нейрокоррекция (специальные физические упражнения, благоприятно воздействующие на мозг), метод Томатиса и биоакустической коррекции, различные игры с песком, музыкальная терапия и массаж
Коррекция детей с СДВГ должна проводиться как на индивидуальном уровне (в основном психологическая помощь детям с СДВГ, так как такие ребята страдают от тревожности, неуверенности в себе и т.д.), так и в группах, ведь именно в социальной среде и взаимодействии оттачиваются навыки общения и поведения.
Важно помнить: для достижения и, главное, закрепления результата дома нужно выполнять все рекомендации врачей и педагогов, которые занимаются с ребенком. Особенности обучения детей с СДВГ – необходимость регулярного повторения и строгость выполнения рекомендаций специалистов. В противном случае все достижения быстро забудутся.
Однако не всегда удается всегда обойтись без лекарств. Как правило, дошкольникам таблетки не назначают, а детям постарше – да. В практике используют ноотропные препараты, антидепрессанты, психостимулирующие лекарства и т.д. Но родителям следует помнить, что без назначения врача их принимать опасно!
Детский сад для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» принимает малышей с 1 года! Если нужна консультация или индивидуальная программа развития для ребенка с СДВГ, обращайтесь к профессионалам.